То, чему мы привыкли в детстве удивляться и сочувствовать, оставляет в нем глубокие следы, и не для одного человека любимый герой детства сделался потом невидимым и иногда несознаваемым руководителем жизни.
(К.Д. Ушинский)
Не случайно слова К.Д. Ушинского стали краеугольными для проведения консультации в МБДОУ Детский сад «Земляничка» в феврале 2020 года. Начала консультацию «Роль детской книги в речевом развитии дошкольников» старший воспитатель Печникова О.Н., которая отметил, что наши педагоги и психологи уделяли большое внимание вопросу влияния детской литературы на развитие малышей, в т. ч. и на речевое. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Исходя из интересов наших воспитанников мы должны хорошо уметь рассказывать стихи для детей и о детях. Но каждая возрастная группа имеет ряд особенностей работы с книгой. Об особенностях работы с книгой относительно каждой возрастной группы рассказали воспитатели Басова Б.Ю., Коновалова В.А., Исаева Н.Н., Фадеева Л.В. Воспитатель младшей группы Снегирёва М.В. подготовила и провела занимательную викторину по детской художественной литературе. Педагоги соревновались в знаниях детской литературы, смекалке, знании теории речевого развития дошкольников. Исходя из проделанной работы, педагоги сделали вывод, что необходимо использовать инновационные методы работы с книгой для развития речи дошкольников. Это моделирование – при рассказывании, мнемотехника (мнемоквадрат, мнемодорожки, мнемотаблицы), синквейн, ТРИЗ, сказкотерапия, пальчиковые игры в воде, пескотерапия, логоритмика. А также метод проектов (LEGO – технология, интерактивные игры и игровые презентации). Следовательно, технологический подход, т.е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют х успешное обучение в школе. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Художественная литература делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.