Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

     Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся, таким образом, с ребенком пальчиковой гимнастикой. Что же такое пальчиковая гимнастика?

     Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики.
     Особенности проведения пальчиковой гимнастики для детей  в возрасте 4-5 лет
     Прежде всего, отметим очевидную полезность таких занятий, которая состоит в следующем:
•    помимо тренировки пальцев, гимнастика способствует развитию памяти, мышления и внимательности, синхронизации работы полушарий мозга;
•    осуществляется подготовка руки дошкольника к письму;
•    пальчиковые игры – это еще и своеобразный точечный массаж, который полезен сам по себе;
•    и, конечно, главное – совершенствование речевых навыков, что очень актуально для детей возрастом 4-5 лет.
     Так, все упражнения необходимо делать, начиная с простейших, и лишь постепенно усложнять задания. Физическую нагрузку на пальцы также необходимо дозировать: к примеру, сначала выбирать игры для одной руки, потом – для второй и для обеих одновременно.
     Дети, которые регулярно занимаются по специальному комплексу, быстрее научаться чтению, счету и письму. У них будет больший словарный запас, а непроизвольное запоминание различных стихотворных строк принесет пользу развитию памяти, что безусловно, едва не самое главное в школьной науке.
picture
Предлагаю вам попробовать поиграть с детьми.                                                    
Этот пальчик хочет спать                                           
 (поднимаем левую руку к себе ладонью),                                                                                        
Этот пальчик – прыг в кровать!                                                                                                      
(начиная с мизинца, загибаем пальцы левой руки, используя правую),                                         
Этот пальчик прикорнул,                                                                                                              
Этот пальчик уж заснул.                                                                                                      
Тише, пальчик, не шуми                                                                                                     
 («разговариваем» с большим пальцем и разгибаем все остальные),                                             
Братиков не разбуди!                                                                                                        
Встали пальчики, ура!                                                                                                                   
В детский сад идти пора!

Палец указательный                                                                                                                            
Умный и внимательный.                                                                                                            
Занят делом постоянно –                                                                                                                   
Он – помощник капитана!                                                                                                  
(Сжимаем одну руку в кулак, вытягиваем вверх указательный палец и вращаем им: на первые две строчки – в одну сторону, затем – в другую).

Ёж, ёж, где живешь?                                                                                                   
(показываем «колючки», переплетя пальцы в замок),                                                                         
Я живу в густом лесу!                                                                                             
(кладем кисти рук крест-накрест и попеременно меняем ту руку, что находится сверху),
Ёж, ёж, что несешь?                                                                                                                

(снова показываем «колючки»),                                                                                                   
В норку яблочки несу!                                                                                            
 (стучим кулак о кулак),                                                                                                            
 Буду яблочки делить,                                                                                                         
 (производим рубящие движения правой ладонью о левую),                                                
 Своих деточек кормить.                                                                                           
(то же самое, меняем ладони).
     Для детей, у которых уровень развития речи не соответствует возрасту, подобные занятия являются отличным способом улучшить свои навыки и догнать своих сверстников. Занятия, которые проводятся воспитателями – это очень хорошо, но и когда ребенок находится дома, не упускайте любой возможности чтобы позаниматься с ним, ведь малышу эти игровые занятия приносят и пользу и радость. Ну а если ребенок находится на домашнем воспитании и в силу обстоятельств не может посещать детское учреждение, то такие упражнения являются обязательными. Родителям совсем не сложно их освоить, ведь для этого не требуется какая-либо подготовка или особые знания. Всё просто, весело и легко.

     Покатаем шестигранный карандаш между ладошками:
                
 «Карандаш в руке катаю,
Между пальцами верчу.
Непременно каждый пальчик,                                                                                        
Быть послушным научу».
Теперь родители помассируют ручки детям:                                                            
«Мышка мыла мышам лапку – Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,   Сполоснув потом водой.
Не забыла и указку –   Смыв с нее и грязь, и краску.
Средний мылила усердно –  Самый грязный был, наверно.
Безымянный терла пастой –  Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла –  Очень он боялся мыла.

Этот пальчик – дедушка,  
Этот пальчик – бабушка,                                                                                                 
Этот пальчик – папочка,  
Этот пальчик – мамочка,                                                                                                          
Этот пальчик – я.                                                                                                                          
Вот и вся моя семья.   
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем грибы искать.                                                                                                     
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,                                                                                                    
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,                                                                                                      
 Этот пальчик только ел.
Оттого и потолстел.


Зайка.

Ушки длинные у зайки,                                                                                                     
Из кустов они торчат.                                                                                                     
Он и прыгает и скачет,                                                                                                    
Веселит своих зайчат.                                                                                                     
 (Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и шевелить ими.)

Гусь.

Гусь стоит и все гогочет,                                                                                                 
Ущипнуть тебя он хочет.                                                                                                   
 (Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу).

Солим капусту.

Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони рубим)                                                                  
Мы морковку трем, трем, (кулачки трем друг о друга)                                                                     
Мы капусту солим, солим  (солим щепоткой)                                                                      
Мы капусту мнем, мнем (пальчики сжимаем и разжимаем).
Стираем платочки.

                                                                                                        
Мы платочки постираем,                                                                                                
Крепко, крепко их потрем  (трем кулачок об кулачок)                                                             
А потом повыжимаем,                                                                                                       
Мы платочки отожмем  (движение «выжимаем белье»)                                                                        
А теперь мы все платочки                                                                                                          
Так встряхнем, так встряхнем (встряхиваем кисти рук)                                                                         
А теперь платки погладим,                                                                                                           
Мы погладим утюгом (кулачком правой руки гладим ладонь левой)                                                    
 А теперь платочки сложим (хлопки ладошками)                                                                 
И все дружно в шкаф положим (руки на коленки).                                                                  
Для пальчиковых игр вы можете использовать любые стихотворения и песенки, потешки и сказки. Играйте с ребенком, занимайтесь и получайте удовольствие от занятий. Ведь пальчиковые игры не требуют специального оборудования и педагогического образования, а польза от них весьма впечатляющая.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь ежедневно от 5 до 10 минут.
                                        
Желаем успехов!