Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.
Некоторые рекомендации для проведения пальчиковых игр:
Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу, нужно взять его руку в свою и выполнить движение вместе с ним.
При проведении игр с пальчиками необходимо следить, чтобы у локтя малыша была постоянная опора, чтобы сначала работала одна рука, а затем другая, потом обе. В процессе игры темп постепенно ускоряется.
Показывать нужно и простые и сложные игры. Тем самым вы даете понять ребенку, что вам очень интересно играть в эти забавные игры. Ребенок становится вашим партнером по игре.
В простые игры малыш начнет играть, как только освоит движения и ритмику текста. А сложные игры сначала запомнит. Потом вы можете заметить, как он пытается сложить пальчики самостоятельно, долго тренируется, и когда вы меньше всего ожидали, сложит пальчики «как положено».
С помощью пальчиковых игр ребенок научится напрягать и расслаблять мышцы.
Пальчиковые игры особенно полезны для детей с задержкой развития речи или какими-либо её нарушениями.
Пальчиковые игры можно чередовать с массажем. Для этого нужно выбрать подходящую потешку или песенку. Если Вы используете в общении с ребенком пальчиковые игры, значит, Вы помогаете его развитию. Ведь, как известно, у малышей развитие мелкой моторики рук всегда влечет за собой и развитие речи. А развитие координации движений руки способствует подготовке руки к письму и рисованию.
Развитию мелкой моторики необходимо уделять внимание и после того, как ребенок научился хорошо говорить. Ведь от ловкости и гибкости пальчиков зависят успехи обучения малыша в школе.
Начните с простых пальчиковых игр:
Солнце вышло из-за тучки
Солнце вышло из-за тучки. - Кулак разжимается.
Побежал по небу лучик! - Пальчики растопырены, шевелятся.
Лучик на нос Ване сел, - Указательным пальчиком дотроньтесь до носа малыша.
А потом улетел! - Спрячьте руку за спину.
Ёжик
Вышел ежик на дорожку, - Раскройте ладошку,
У него – четыре ножки! - Растопырьте пальцы.
У него – иголки - Будто бы у елки! - Прикоснитесь кончиками пальцев к столу, сымитируйте пальчиками шаги
Братцы
Вышли братцы Прогуляться. - Загибайте пальчики по одному в кулак.
А потом по одному все попрятались в дому! - Разгибайте пальчики по одному.
Цветочки
По весне из почек
Выросли цветочки. - Указательным пальцем другой руки «пересчитайте» лепестки.
У цветочков – лепестки
А на них сидят жуки:
Раз-два-три-четыре-пять!
Лепестки скорей погладь! - Разгибайте пальчики из кулака. Рукой малыша погладьте свою ладонь.
Зайка
Зайка утром встал,
За морковкой побежал!
Сложите руку: указательный и средний пальцы – «ушки», остальные пальчики – в кулак.
Зайкины «ушки» превращаются в ножки, которыми Вы «бежите» по руке малыша.
ЗАЙКА
Зайка, зайка, где твой хвост? ( хлопки )
— Вот, вот, вот! ( руки за спиной )
Зайка, зайка, где твой нос? ( хлопки )
— Вот, вот, вот! ( показать нос )
Зайка, зайка, лапы где? ( хлопки )
— Вот, вот, вот! ( показать руки )
Зайка, зайка, ушки где? ( хлопки )
— Вот, вот, вот! ( показать ушки )
МАШИНКА
Заведу мою машину ( «мотор» )
— Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать )
Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» )
На педаль ногою жму. ( топать правой ногой )
«Белка и орешки»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Сороке, синичке,
Мишке-шалунишке,
Зайчику-трусишке.
(поочередно загибать пальцы сначала на одной руке, затем на другой).
Вместо стишков и потешек для пальчиковых игр можно использовать песенки.
Хорошо, если родители смогут во время занятий обеспечить музыкальное сопровождение.
Веселых игр вашему малышу и его маленьким пальчикам!