Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Земляничка» в п. Саган-Нур
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по опытно – экспериментальной работе в средней группе
(образовательные области: Познание, Коммуникация.
Безопасность, Здоровье, Художественное творчество).
Тема: «Волшебница – вода».
Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории
Карпова Л.В.
п.Саган-Нур 2013г.
Образовательная область «Познание»: природный мир.
Цель: развивать у детей среднего дошкольного возраста способность к экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
1. Знакомить детей со свойствами воды (прозрачная, бесцветная, без запаха, ее можно закрасить, льется), снега (белый, холодный, лепится, тает в тепле) и льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду).
2. Формировать знание о явлениях природы.
3. Активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
1. Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы.
2. Формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхности (ледяной горке, катке).
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к своему здоровью, дружеские отношения со сверстниками.
Методические приемы: снеговик, сюрпризный момент (коробочка), игра, вопросы, художественное слово, обследование предметов ( снег, кубики льда), простейшие опыты, рассказ воспитателя.
Словарная работа: Активизация словаря (ледяной, изо льда, льдинка).
Оборудование: Снеговик (игрушка), прозрачные стаканы с водой (холодной и теплой), мелкие предметы, краски, коробочка, кубики льда, подносы, салфетки (по количеству детей), снег, марля.
Решение задач осуществляется через интеграцию таких образовательных областей: Познание, Коммуникация. Безопасность, Здоровье, Художественное творчество.
Ход занятия:
- Ребята, к нам в гости сегодня пришел Снеговик. Он хочет узнать что вы знаете о воде. - Посмотрите что у меня в стакане? ( Вода),она какая?
- Вода прозрачная, бесцветная, без запаха. Давайте проверим, закройте глаза (опустить в воду небольшие предметы)
- скажите, что вы видите?( предметы в стакане)
- значит мы правильно определили что вода прозрачная.
- а ещё вода какая? (жидкая или твердая?)
- Да, вода жидкая, мы можем переливать ее из одной ёмкости в другую. Я налью немного воды на стол. Промокните воду салфеткой. Что вы видите (она хорошо впитывается).
- А можно воду сделать не прозрачной? Как? (ее можно закрасить). Налейте краску в воду. Какая стала вода? А предметы, которые мы опускали в прозрачную воду видно? (нет).
- Ребята, а это что такое? (снег). Да, снег – это тоже вода.
- Какой он, потрогайте его, возьмите в руку (холодный, мягкий, тает на ладошке).
- А как вы думаете, снег чистый или нет? Проверим? (заранее в группу принесли снег, который успел растаять. С помощью воспитателя дети процеживают воду от растающего снега через марлю).
- Что мы видим? (снег грязный)
- Можно его кушать?
Физминутка:
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Стук в дверь.
Воспитатель: Посмотрите, нам принесли красивую коробочку. Давайте посмотрим что там.
Воспитатель достает блестящую коробку и пытается открыть коробку, но она не поддается.
- Не открывается! Что же делать? Ребята, коробочка откроется, если вы сумеете отгадать загадку :
«В мороз – лежит, в тепло – бежит,
Прозрачное, а не стекло,
Пригреешь – собрать не успеешь. (лед)»
Воспитатель открывает коробку, дети подходят к ней.
Воспитатель: Посмотрите, да тут и правда что-то лежит? Что это? (Лед, льдинки).
Воспитатель дает детям возможность детям рассмотреть содержимое коробки, затем предлагает пройти к столам, на которых лежат салфетки, подносы и раздает детям из коробки по ледяному кубику.
- Потрогайте льдинки, какие они? (Ответы детей)
- А если мы нажмем на льдинки, что можно о них сказать, какие они? Твердые или мягкие? (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, льдинки выскальзывают у меня из рук, удержать их очень трудно, почему как вы думаете? (Ответы детей – они скользкие).
- Положите свои льдинки на поднос, спрячьте руки за спину. Посмотрите, на подносах у вас появилась вода. Как вы думаете, откуда она взялась? (Ответы детей - льдинки растаяли).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему льдинки начали таять? (Ответы детей - Мы их трогали теплыми ладошками, в помещении тепло, а в тепле лед тает).
Возможны ситуации, когда дети будут брать льдинки в рот, обговаривание этой ситуации).
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем что нельзя есть снег, а лед можно? Льдинки брать в рот не следует, так как это очень опасно. Можно простудиться и заболеть, так как они очень холодные. А вы, как мне кажется, болеть совсем не хотите, правда? А теперь давайте с вами опустим льдинки в миску с теплой водой, и с холодной водой, потом посмотрим, что же с ними произойдет.
Воспитатель приносит миски с водой, дети опускают туда льдинки, ставит миски на стол.
Воспитатель: Ребята, покажите мне свои ладошки, они, наверное, замерзли, давайте их погреем.
Проводиться пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики».
Снег руками собирали
(Энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Наши пальчики устали
Мы их будем растирать,
(Энергично потирают ладонь о ладонь)
Мы их будем согревать.
Воспитатель: Ребята, а какие зимние забавы вы знаете? А вы любите кататься с ледяной горки? (Ответы детей).
- Расскажите, как надо кататься с ледяной горки? Можно ли толкаться? Почему? (Ответы детей).
- Как нужно вести себя на катке? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, надо кататься аккуратно, не торопясь, спокойно, держать взрослого за руку, чтобы не упасть.
- Молодцы, ребята!
- Ребята, мы же с вами совсем забыли про свои льдинки?
Воспитатель приносит миску и показывает детям.
- Ой, куда же делись наши льдинки? (растаяли). Почему они растаяли? (Потому что тепло). В какую воду мы с вами положили льдинки? (в теплую). А в холодной воде лед еще не растаял. Какой вывод можно сделать?
Воспитатель: - Да, ребята, чем теплее, тем быстрее тает лед. А давайте вспомним, какие льдинки у нас были (холодные, твердые, скользкие).
- Посмотрите - ка, что-то Снеговик загрустил, ему скучно одному. Давайте нарисуем ему друзей. Проходите за столы (с детьми обговаривается последовательность рисования).
- Молодцы, ребята. Скажите чем мы сегодня занимались на занятии, что нового сегодня узнали?
Самоанализ комплексного занятия по опытно – экспериментальной деятельности.
Занятие проводила с детьми средней группы, присутствовало 10 детей.
Тема: «Волшебница – вода».
Образовательная область «Познание»: природный мир.
Цель: развивать у детей среднего дошкольного возраста способность к экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
1. Знакомить детей со свойствами воды (прозрачная, бесцветная, без запаха, ее можно закрасить, льется), снега (белый, холодный, лепится, тает в тепле) и льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду).
2. Формировать знание о явлениях природы.
3. Активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
1. Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы.
2. Формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхности (ледяной горке, катке).
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к своему здоровью, дружеские отношения со сверстниками.
Методические приемы: снеговик, сюрпризный момент (коробочка), игра, вопросы, художественное слово, обследование предметов ( снег, кубики льда), простейшие опыты, рассказ воспитателя.
Словарная работа: Активизация словаря (ледяной, изо льда, льдинка).
Оборудование: прозрачные стаканы с водой (холодной и теплой), мелкие предметы, краски, коробочка, кубики льда, подносы, салфетки (по количеству детей), снег, марля.
Решение задач осуществляется через интеграцию таких образовательных областей: Познание, Коммуникация. Безопасность, Здоровье, Художественное творчество.
Предварительная работа: беседа, рассматривание картин и иллюстраций, чтение художественной литературы.
На занятии присутствовал сюрпризный момент – Снеговик (игрушка).
В ходе занятия использовала наглядные, словесные, практические методы, направленные на применение познавательных, двигательных, практических навыков и умений. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы.
Тип занятия – комплексный. Все этапы были взаимосвязаны, подчинены заданной теме и целям занятия.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, использовали имеющиеся знания и умения. Были заинтересованы, внимательны, организованны. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач.
Анализируя проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю что занятие построено логично, а этапы – взаимосвязаны.