Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Воспитатель:

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе по теме

«Путешествие по Байкалу»

Аннотация к занятию

Это занятие – путешествие, подгрупповое (с участием 10 чел.) построено с учетом ФГОС с использованием технологии проблемного обучения и активных методов обучения.

Задачи приоритетной образовательной области: 

«Познавательное развитие»: развивать познавательный интерес к уникальному озеру - Байкалу, познакомить с животным миром Байкала, дать некоторые исторические знания о Байкале, рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения; воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе, желание заботиться о природе, дать представление о свойствах пресной воды.

Задачи ОО в интеграции: 

• «Социально-коммутативное развитие»: приобщение к общепринятым нормам и правилам, удовлетворение потребности детей в самовыражении, формирование умения устанавливать контакт; навыков свободного общения; умение работать в коллективе.

• «Физическое развитие»: пополнение двигательного опыта, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

- «Речевое развитие»: развитие компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности, обогащение словарного запаса, «Художественно-эстетическое развитие»: формирование творческого воображения и мышления при создании рисунка нетрадиционным способом рисования и лепки из целого куска, передавая характерные черты образа. Развивать творческие способности детей, умение видеть красоту в окружающей действительности и эстетическое восприятие мира.

Интегративные качества: эмоционально - отзывчивый; любознательный, активный; соблюдающий элементарные общепринятые правила; имеющий первичные представления об окружающем мире; может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач; овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления опытно - экспериментальной деятельности.

Предпосылки учебной деятельности (УУД): коммуникативные - умение слушать, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество, обращаться за помощью; познавательные - умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов, комментировать их, классифицировать, обобщать их свойства, выдвигать свои идеи и предложения; 

регулятивные - умение осуществлять действия по собственному замыслу, заданному образцу и правилу, участвовать в опытно-поисковой деятельности, слушать взрослого и выполнять его инструкции, пользоваться простейшими инструментами и средствами; личностные – умение объективно оценивать собственную деятельность, свои достижения.

Методы: игровые: игра - имитация, малоподвижные игры, игра-приветствие, игра-сюрприз; проблемно-поисковые: создание проблемных ситуаций, опыты, наблюдения; словесные: комментированный анализ, проблемная беседа, аудиовизуальные: прослушивание звуков природы, просмотр презентации, практические: нетрадиционное рисование, лепка.

Материалы и оборудование: карта маршрута, презентация о Байкале, звуки природы, конверт с письмом от Сибирячка, вырезанные силуэты рыб, обитающих на Байкале, таз с водой для опытов, воронка, песок, ватный диск, прозрачные стаканчики, игрушка нерпы, соленое тесто, стеки, влажные салфетки, щетинки от зубной щетки, горошины, сундучок с конфетами.

Предварительная работа: рассматривание фотографий, картинок о Байкале, беседы о озере Байкал, заучивание с детьми стихотворений.

Ход НОД:

Вводная часть (мотивационный подготовительный этап)

Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся. Уважаемые наши гости, мы рады видеть вас у нас, мы всегда рады гостям. Ребята! Прежде, чем начнется наше занятие, встанем в круг, взявшись за руки, как приятно держаться за руки:

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

Сюрпризный момент. Формулировка темы. Создание проблемной ситуации (стук в дверь, на пороге находим большой конверт в нем письмо и карта маршрута)

pic 1

Письмо от Сибирячка.

Здравствуйте, дети. Меня зовут Сибирячок. Я знаю, что вы любознательные дети, много играете, путешествуете по разным странам. Поэтому я решил пригласить вас совершить увлекательное путешествие по Байкалу в поисках сокровища. Байкал действительно хранит в себе очень много разных сокровищ. Узнать о них вы сможете, если будете следовать по карте маршрута. Я верю, что вам понравиться путешествие. Вперед! Доброго пути!

Воспитатель: Ну что, ребята. Хотите совершить увлекательное путешествие? А вот на чем мы отправимся в путешествие узнаем после того как, соединим цифры по порядку (дети работают на листе бумаги, каждый индивидуально).

pic 2

Что у нас получилось? Правильно – яхта.

Перед началом нашего путешествия, давайте посмотрим на карту. На ней Байкал изображен в форме молодого месяца. Таким он виден из космоса.

Озеро Байкал. Немало сложено о нем легенд, песен, сказаний. Ведь это пресноводное озеро т.е. с чистой, питьевой водой одно из самых больших и глубоких. Если бы на земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить полвека. Самое древнее по происхождению и разнообразию животного мира, а еще это озеро для нас самое родное и самое красивое.

Перед нами водная гладь Байкала и мы отправляемся в наше путешествие. Итак, команда “Сбор!” Все заняли свои места. Яхты на старт! Мы отправляемся на поиски сокровищ Байкала!

Перед путешествием вам необходимо зарядиться бодростью и не забыть взять с собой хорошее настроение. Ну вот, я вижу что вы все готовы, и мы отправляемся!

pic 3

Наши яхты прибывают на Первую станцию: «Историческая»

Древен род его в природе,

Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нем-

Как его мы назовем

(озеро Байкал, показ слайда)

Это озеро – священный дар природы. Я хочу рассказать вам о Байкале, чтобы вы могли гордиться, что живёте рядом с таким замечательным озером. Посмотрите, как красив Байкал, как разнообразна его природа. Чистая прозрачная вода, окруженная скалами, необычной красоты деревья. Вода в озере настолько чиста, что можно разглядеть камушки на его дне и плавающих рыбок. Байкал – одно из древнейших озёр планеты. Часто Байкал в песнях и сказках называют «Батюшкой», и мы представляем себе озеро этаким старцем. На самом деле, на Байкале нет никаких признаков старения. И хотя его возраст 25 миллионов лет, он ещё молод. Со всех сторон озеро окружают горы и нагорья с многообразием растительности – тайгой.

А сейчас я хочу рассказать вам легенду Байкала. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Хотите знать, почему так происходит? В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман камнем (показ слайда)

Физминутка: Продолжим наше путешествие к озеру Байкал.

Вот мы к озеру спустились, Дети образуют круг.

Наклонились и умылись. Наклоняются, трут лицо руками.

Раз, два, три, четыре - Изображают, что брызгают себе водой в лицо.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно. Идут по кругу.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс, Изображают брасс, двигаясь по кругу.

Одной, другой – это кроль. Изображают кроль, двигаясь по кругу.

Вышли на берег крутой. Идут по кругу, взявшись за руки

Обратите внимание, перед нами 

Вторая станция «Животный мир Байкала». Загадываю детям загадки, которые сопровождаются показом слайдов, кратким рассказыванием о животных.

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул как огонек? (Белка)

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь)

Посмотрите-ка, какая:

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)

Шубка серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц)

Хищный маленький зверёк,

Но не норка, не хорёк.

Белочка в дупле боится,

Что ее найдет… (куница)

Коротко рассказываю о животных Байкала, мало знакомых детям.

Куница — ловкий, красивый и хищный зверек. Шубка пушистая, теплая, густая. На горле и груди есть украшение — желтое или с оранжевым оттенком пятно. А на лапах крепкие острые когти. Весь день куница спит, лишь с наступлением ночи выходит на поиски добычи.

Хищный небольшой зверек от людей живет поодаль. На куницу он похож, называется он (соболь)

Соболь — ловкий, красивый и быстрый зверек. Он любит жить там, где много поваленных деревьев, коряг, зарослей. У соболя гибкое сильное тело, небольшой пушистый хвост, широкие лапы с острыми коготками. На голове с узкой мордочкой небольшие, почти круглые ушки.

Мы прибываем в бухту «Подводный мир». Здесь мы с вами познакомимся с подводным миром Байкала. Посмотрите, кто это плывет мимо нас! силуэт нерпы на карте.

У нас на пути байкальская нерпа. Нерпа - это тюлень, живущий в пресной воде. На берегу, нерпа передвигается с трудом, шагом человек может её догнать, зато в воде ловкая и быстрая. Нерпа прекрасно плавает и ныряет. Дышит она воздухом, поэтому каждые 8-12 минут поднимается к поверхности воды, набирая в лёгкие воздух. Пищу зверя составляют рыбы (бычки и голомянка). Зимой большинство нерп ведут одиночный образ жизни. Чтобы добывать корм они устраивают себе лунки во льду – продухи. Продухи нужны чтобы дышать воздухом, ведь зимой Байкал покрыт льдом. В марте, в снежном логове среди торосов льда нерпа рождает 1-2 детёнышей. Первые дни нерпята белого цвета, а через месяц – серебристо серые. Белых нерпят называют бельками. Бельки незаметны на льду, благодаря своей белой шкуре. Мама-нерпа плавает, ловит рыбу, но обязательно выходит на лёд покормить детёныша молоком.

В снежном логове родятся.

Простудиться не боятся.

Подрастут – начнут нырять,

Шубки белые менять.

Если очень повезёт –

Лет полсотни проживёт.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка, сами!

- Ой, ребята мне кажется, я слышала какие-то жалобные звуки. Ну, конечно, а вот и тот, кто издавал эти звуки. (Появляется игрушка нерпы)

pic 4

- Ребята, у нерпы случилась беда. Холодный ветер Байкала превратил ее детенышей в камешки. Давайте поможем нерпе и теплом своих маленьких ручек, своей любовью к природе мы поможем нерпятам вернуться к своей маме.

- Давайте, рассмотрим нерпу.

- Какие части тела есть у нерпы? (ответы детей)

- Голова с конусообразным туловищем, есть 2 ласты и хвост, который служит рулем, 2 чёрных глаза и усы.

- Вот такую же нерпу, мы сейчас, будем лепить. (Показ готовой нерпы)

- А сейчас, я покажу, как лепить нерпу:

Показ способов выполнения работы:

Первый этап: нужно взять весь кусок, немного отщипнуть теста для ласт.

(Маленький кусочек отложить в сторону). Из большого куска прямыми движениями катаем туловище в форме конуса.

Следующий этап работы: с помощью стеки делаем надрез, указательным и большим пальцем придаем нужную форму хвосту (прищипываем). Из теста которое осталось, сделаем 2 ласты (скатаем 2 маленькие толстые колбаски, приплюснем, с помощью стеки сделаем рубчики на ластах, хвосте) и соединим с туловищем; глазки (2 горошинки) и усики (щетинки).

- Вот и готов нерпенок. Запомнили, как я делала нерпенка?

Давайте повторим этапы работы.

Ну, что же, а теперь приступим к работе.

(выполнение работы детьми под музыкальное сопровождение)

pic 5

Пальчиковая гимнастика:

Рыбки плавали, резвились.

В теплой, чистенькой воде.

То сойдутся — разойдутся,

То зароются в воде.

- А теперь, возьмите своих нерп в ладони легонько подуйте на них, согревая теплом своего дыхания.

- Смотрите, да ведь они ожили от тепла вашего дыхания, от вашей доброты, а

посмотрите на маму нерпу, она очень рада, что мы все вместе вернули ей деток

- Дети, а ведь мы с вами знаем стихотворение про нерпочку.

Давайте, прочитаем.

В Байкальских сугробах заснеженных,

В берлоге норе – ледяной.

Родился нерпеночек нежный,

У нерпы студеной порой,

И нерпа сыночка ласкала,

Кормила его молоком,

И нежно его лизала,

Шершавым своим языком.

Психогимнастика

Давайте закроем глаза и представим, что мы стоим на берегу озера (звучит музыка: шум прибоя). Плещут волны, слышно как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и с тихим шёпотом откатываются назад. Ярко светит солнышко, его тёплые лучи ласкают наши лица и яркими бликами играют на воде. Откройте глаза. Мы с вами на берегу озера Байкал. Присядьте на нагретый солнцем песок, обратите внимание, ребята, мимо нас проплывают уникальные рыбки. Они обитают только здесь, в нашем озере Байкал.

Начинается на «о»,

Ох, и любят же его!

Говорят – живет в Байкале.

Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)

Омуль это рыба, которая обитает только в Байкале. Омуль означает «странствующий сиг». И недаром его так прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т. е. откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния. Омуль уходит в реки на нерест, потому что в реках вода теплее, чем в озере. Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро..

Что за рыбка-невеличка –

меньше вашей рукавички?

Бледно-розова, нежна-

Студеная вода нужна.

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта… (голомянка)

Голомянка – это чудо Байкала, красивая рыба. Она бледно-розового цвета с отливающими всеми цветами радуги бликами. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи.

Отложил икру в песок

Речки горной уголок.

Красный хвост дугой согнул.

По теченью повернул.

Нет в Байкале рыб быстрей,

Терпеливей и мудрей.

На охоте круглый день

Рыба древняя   (Таймень)

Кто на дне залег под илом,

Чтоб малькам не видно было?

Труд напрасен, виден им,

Притаившийся  (Налим)

Рыба в озере живёт,

Глубоко зарылась в грязь.

Нет воды, один лишь лёд-

До весны проспит ( карась).

На спине его броня,

Острый нос с усами,

Сверху тёмный он всегда,

Брюшко беловатое!

Рыбка интересная,

К сожаленью редкая,

Острый хвост и голова,

И в пластинах вся она! (осетр)

Игра «Заселим Байкал рыбками»

Перед нами ребята рисунок Байкала. Мы с вами говорим о том, что в Байкале водится много рыбы, но вот беда, посмотрите, какой — то он у нас пустой и безжизненный. Давайте его заселим рыбками. Каких байкальских рыб вы знаете? (омуль, карась, осетр, голомянка, налим, таймень) Дети крепят рыбок на макет Байкала с помощью магнитов.

pic 6

Молодцы, ребята, давайте отправимся дальше.

И мы прибываем в бухту «Экологическая».

Послушайте рассказ об одном роднике, который впадает в Байкал.

С давних пор на земле, недалеко от Байкала жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев, наполнял воды Байкала. Люди очень любили родник, летом он мог утолить жажду, зимой наполнить ведра студеной водой. Животные тоже приходили утолить жажду. Всем приносил пользу родник. Как-то раз дружная компания присела отдохнуть около родника. Напившись воды, наевшись еды они пошли дальше. После себя путники оставили очень много мусора, железных банок, наломанных веток. Весь этот мусор попал в родник.

Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, банками. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними. И его вода становилась все грязнее и грязнее. И вот грязная вода попала в озеро Байкал.

-Ребята, как вы думаете, что произошло дальше? Ответы и рассуждения детей. (обитателям стало плохо, рыба начала погибать; вода стала грязной) .

-как же можно помочь роднику? (рассуждения детей – очистить от мусора; беречь природу; не загрязнять родники, реки, берега и т. д.)

- что ж, давайте поможем. Проходите к столам, рассмотрите воду. Какая она? Ее можно пить? В ней можно жить рыбам, нерпам? Рассуждения детей.

- как можно воду сделать чистой? Ответы детей. Давайте попробуем провести опыт. Возьмем воронку, положим в нее ватный диск – это будет фильтр. Потихоньку переливаем воду. Что происходит? Ответы детей.

pic 7

- правильно, вода становится чистой, прозрачной, пригодной для жизни водных обитателей. Молодцы. А вы будете беречь природу Байкала?

(дети читают стихи)

Нужен Байкал тебе и мне,

Нужен чистый воздух на заре,

Птичий гомон, и синева рек,

Солнце, дождик и белый снег

Давайте будем его беречь,

Не будем силы свои жалеть.

Пусть будет вечно он голубой,

Наш добрый батюшка, Байкал дорогой

Станция «Сюрпризная». Включить запись шум волны, вместе с детьми находим в научном центре шкатулку с сюрпризами — камень и конфетки — морские камушки, бутылку Байкальской воды.

pic 8

Ребята! Байкальский камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале.                               Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком).

Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу. (Омуль, медведь, сосна, голомянка, тайга, нерпа, Ангара, таймень, Енисей, шаман-камень, куница) Ребята, могучему Байкалу очень понравилось как вы бережно относитесь к природе, как много знаете о растительном и животном мире Байкала. За это он вас поблагодарил небольшими сувенирами. Байкальская вода — это самое настоящее сокровище всего мира. Мы обязательно попробуем с вами эту воду и вы сами сможете оценить ее вкусовые качества, волшебные камешки со дна Байкала. Эти камешки не простые, а с секретом, они приносят заряд бодрости, силы и здоровья. Я поздравляю вас с окончанием нашего интересного путешествия. Что вам больше всего понравилось? Кому вы сегодня помогли? Путешествие окончено, всем большое спасибо.