Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся, таким образом, с ребенком пальчиковой гимнастикой. Что же такое пальчиковая гимнастика?
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики.
Особенности проведения пальчиковой гимнастики для детей в возрасте 4-5 лет
Прежде всего, отметим очевидную полезность таких занятий, которая состоит в следующем:
• помимо тренировки пальцев, гимнастика способствует развитию памяти, мышления и внимательности, синхронизации работы полушарий мозга;
• осуществляется подготовка руки дошкольника к письму;
• пальчиковые игры – это еще и своеобразный точечный массаж, который полезен сам по себе;
• и, конечно, главное – совершенствование речевых навыков, что очень актуально для детей возрастом 4-5 лет.
Так, все упражнения необходимо делать, начиная с простейших, и лишь постепенно усложнять задания. Физическую нагрузку на пальцы также необходимо дозировать: к примеру, сначала выбирать игры для одной руки, потом – для второй и для обеих одновременно.
Дети, которые регулярно занимаются по специальному комплексу, быстрее научаться чтению, счету и письму. У них будет больший словарный запас, а непроизвольное запоминание различных стихотворных строк принесет пользу развитию памяти, что безусловно, едва не самое главное в школьной науке.
Предлагаю вам попробовать поиграть с детьми.
Этот пальчик хочет спать
(поднимаем левую руку к себе ладонью),
Этот пальчик – прыг в кровать!
(начиная с мизинца, загибаем пальцы левой руки, используя правую),
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми
(«разговариваем» с большим пальцем и разгибаем все остальные),
Братиков не разбуди!
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора!
Палец указательный
Умный и внимательный.
Занят делом постоянно –
Он – помощник капитана!
(Сжимаем одну руку в кулак, вытягиваем вверх указательный палец и вращаем им: на первые две строчки – в одну сторону, затем – в другую).
Ёж, ёж, где живешь?
(показываем «колючки», переплетя пальцы в замок),
Я живу в густом лесу!
(кладем кисти рук крест-накрест и попеременно меняем ту руку, что находится сверху),
Ёж, ёж, что несешь?
(снова показываем «колючки»),
В норку яблочки несу!
(стучим кулак о кулак),
Буду яблочки делить,
(производим рубящие движения правой ладонью о левую),
Своих деточек кормить.
(то же самое, меняем ладони).
Для детей, у которых уровень развития речи не соответствует возрасту, подобные занятия являются отличным способом улучшить свои навыки и догнать своих сверстников. Занятия, которые проводятся воспитателями – это очень хорошо, но и когда ребенок находится дома, не упускайте любой возможности чтобы позаниматься с ним, ведь малышу эти игровые занятия приносят и пользу и радость. Ну а если ребенок находится на домашнем воспитании и в силу обстоятельств не может посещать детское учреждение, то такие упражнения являются обязательными. Родителям совсем не сложно их освоить, ведь для этого не требуется какая-либо подготовка или особые знания. Всё просто, весело и легко.
Покатаем шестигранный карандаш между ладошками:
«Карандаш в руке катаю,
Между пальцами верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу».
Теперь родители помассируют ручки детям:
«Мышка мыла мышам лапку – Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой, Сполоснув потом водой.
Не забыла и указку – Смыв с нее и грязь, и краску.
Средний мылила усердно – Самый грязный был, наверно.
Безымянный терла пастой – Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла – Очень он боялся мыла.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел.
Оттого и потолстел.
Зайка.
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и шевелить ими.)
Гусь.
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
(Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу).
Солим капусту.
Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони рубим)
Мы морковку трем, трем, (кулачки трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнем, мнем (пальчики сжимаем и разжимаем).
Стираем платочки.
Мы платочки постираем,
Крепко, крепко их потрем (трем кулачок об кулачок)
А потом повыжимаем,
Мы платочки отожмем (движение «выжимаем белье»)
А теперь мы все платочки
Так встряхнем, так встряхнем (встряхиваем кисти рук)
А теперь платки погладим,
Мы погладим утюгом (кулачком правой руки гладим ладонь левой)
А теперь платочки сложим (хлопки ладошками)
И все дружно в шкаф положим (руки на коленки).
Для пальчиковых игр вы можете использовать любые стихотворения и песенки, потешки и сказки. Играйте с ребенком, занимайтесь и получайте удовольствие от занятий. Ведь пальчиковые игры не требуют специального оборудования и педагогического образования, а польза от них весьма впечатляющая.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь ежедневно от 5 до 10 минут.
Желаем успехов!