Мини- музей – это выставка предметов. Выставки по определению Даля «это собрание каких-либо замечательных вещей».
Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, что в результате ведет к улучшению партнёрских отношений с родителями и наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
Цели и задачи мини-музея.
1.Реализация направления «Музейная педагогика».
2.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3.Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4.Формирование у дошкольников представлений о музеях. Расширение кругозора дошкольников.
5.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
6.Формирование проектно - исследовательских умений и навыков.
7.Формирование самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
8.Развитие творческого и логического мышления и воображения.
Мини-музей может находится в групповой комнате, в спальне, в коридоре и т. д. У любого мини-музея может быть свой «хранитель» - куклы сказочных героев. Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление уголка с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
Примерная тематика:
- Народно- прикладное искусство;
- Жанры живописи: портрет, натюрморт, пейзаж, книжная графика различных художников;
- Музей игрушки;
- Музей истории создания книги;
- Музей различных животных;
- Музей боевой славы;
- Музей музыкальных инструментов;
- Музей природы (дерева, камня, воды и т. д.);
- Музей часов;
10. Музей советского детства;
11. Музей «Куклы в национальных костюмах»;
12. Музей матрёшки»;
13. Музей «Русская изба»;
14. Музей Бурятии.
Формируются музеи по степени ознакомления с данным материалом, как итог изучения определенной темы, блока занятий, по теме проекта.
Формы работы в мини- музеях:
- Экскурсии с целью создания коллекции;
- Экскурсии в музей с целью знакомства с историей того или иного предмета;
- Встречи: с родителями, работниками ближайшего социума;
- Конкурсы творческих рассказов;
- Выставки семейных рисунков, фотографий, работ по лепке, аппликации, рисованию;
- Выставки по созданию тематики, из природного материала, посвященный творчеству писателей, народному искусству;
- Викторины;
- Проведение праздников, развлечений;
- Сбор экспонатов, поисковая работа;
10. Прогулки, экскурсии с целью знакомства с достопримечательностями;
11. Анкетирование родителей по теме мини- музея;
- Тематические вечера, занятия;
- Театрализованная деятельность.
Тематика, формы работы усложняются в зависимости от возраста. Образовательную деятельность можно спланировать и проводить 1 раз в неделю.
Создание и тематика музея могут возникнуть и спонтанно. (Дети принесли в группу красивый предмет).
Варианты Мини-музеев:
Мини-музей "Курочка-Рябушечка"
Цель создания:
расширить представления детей об окружающем мире, познакомить малышей с домашними животными родного края на примере курочки, со сказками о ней, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к животным.
Мини-музей «Сударушка"
обобщить и закрепить представления детей о народных промыслах России, в частности о игрушке; вызывать интерес и желание добывать сведения о незнакомых ранее народных промыслах; воспитывать активность, самостоятельность, инициативность.
Мини-музей «Сказочных персонажей».
Формирование у детей системы ценностей, приобщение их к мировой и отечественной культуре; формирование интереса к чтению, навыков бережного отношения к книге; развитие познавательного интереса, эмоциональной сферы, воображения, эстетического вкуса, творческих способностей.
Создавая мини-музеи в нашем детском саду, мы предположили, что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Мы понимали, что особых усилий в период дошкольного детства требует процесс активного воспитания.
В процессе создания модели музейно – образовательного пространства мы выделили средства музейной педагогики: художественные, социально – средовые, деятельностные.
Художественные средства – это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции картин, печатные издания, художественная литература, видеоматериалы о посёлке, природе родного края.
Социально – средовые средства – включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини – музея группы, ДОУ; субкультуру события в жизни ребенка.
Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческой деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает:
• Собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов. Поделок в музее группы, детского сада;
• Совместная поисковая деятельность с педагогом и семьей, составление проектов, схем, маршрутов;
• Экспериментальную деятельность – опыты, наблюдения (например, путешествие в прошлое предмета).
Важны, прежде всего, способы погружения в знания и овладения миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, а это дает специфика музейно – образовательного пространства ДОУ. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно – ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную.