Развитие детского творчества посредством нетрадиционных техник рисования
Воспитатель: Мазулёва Н.А.
Введение.
Рисование – интересный, занимательный и полезный вид творчества. Рисование приобщает детей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Малыши воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт.Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей.
Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Тип проекта: исследовательский, творческий.
Вид проекта: краткосрочный (одна неделя).
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Проблема:
Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартные формы рисования «приелись» и остаются однообразными, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей.
Актуальность: В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Проблема:
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Цель: поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образов, развитие художественных (творческих) способностей детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
Побуждать детей самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развивающие:
Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования «печатание листьями», рисование пальчиками. Закрепить умение пользоваться красками (гуашью).
Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
Создавать условия для развития творческой фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально
Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическая, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Методы реализации проекта:
метод обследования, наглядности;
словесный (беседа, рассказ, наблюдение, использование художественного слова, указания, пояснения);
практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);
проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);
сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);
мотивационный (убеждение, поощрение).
Планирование результатов проекта.
Дети:
познакомятся с нетрадиционными техниками рисования;
получат практические навыки и умения по использованию техник «печатанья листьями», рисования пальчиками;
появится устойчивый интерес к разнообразным видам и способам рисования;
обогатится словарь детей словами «пейзаж», «изображение», «рамка», «фон», «мольберт», они выучат стихи об осени, о деревьях;
Предварительный этап (организационный):
- обследование темы, мотивация ее выбора;
- определение цели и задач проекта;
- подбор литературы, пособий, дидактического материала;
- обсуждение с родителями, детьми вопросов связанных с проведением проекта;
- составление тематического планирования работы с детьми, родителями;
- разработка содержаний НОД.
Основной этап (практический):
Проведение:
- НОД по рисованию в нетрадиционной технике, познанию.
- Дидактических игр с детьми.
- Родительского собрания по данной теме.
- Итогового развлечения.
Организация выставки «Осенины».
Заключительный этап (итоговый):
- Самоанализ проделанной работы, оценка результатов, формирование выводов.
- Беседы с родителями
- Внесение коррективов и дополнений в планирование дальнейшей работы по данному направлению.
Этапы реализации проекта:
Разработать и реализовать краткосрочный проект "Осенние деньки".
Памятка для родителей «Нетрадиционные способы рисования»
Предложить родителям принять совместное участие в реализации проекта.
Создать предметно развивающую среду.
Рассматривание репродукции картин И. Левитана «Золотая осень»
Чтение рассказов (стихов) на осеннюю тематику.
Прослушивание мелодии.
Провести наблюдения на прогулке, за осенними изменениями.
Знакомство с техникой рисования «печатание листьями».
Дидактические игры «Осенняя палитра», «Составь узор», «На что похоже?»
Подготовка и участие детей в итоговом развлечении
Участие родителей в подготовке и проведении развлечения.
Оформление стенда "Осенние деньки".
Понедельник.
Рассматривание и беседа по репродукции картин И. Левитана «Золотая осень»
Цели и задачи:помочь увидеть многообразие осени, чувствовать и понимать красоту окружающего мира.
Вторник
Рисование (отпечаток листьями) «Осенний листопад»
Цель: Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование отпечатком, позволяющий наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида.
Среда
Рисование по- сырому поролоном «Осенний лес»
Цель:развитие творческих способностей дошкольников средствами новых техник рисования.
Четверг
«Творческая мастерская».
Цель:
Закрепить умения детей рисовать необычным способом по желанию детей (кляксография, отпечатком, пальчиком и т. д.)
Пятница
Коллективное рисование «Рябина»
Цель:
освоить новую технику рисования – прикладывание, пальчиковое
учить детей анализировать иллюстрации, выделять главное, умение описывать по плану
Продолжать учить детей выполнять действия совместно со взрослым.
Создать доброжелательный настрой, поднять настроение взрослым и детям.
Заключение.
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с раннего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Таким образом, разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
Анализ результатов.
В ходе реализации проекта достигнуты определенные результаты:
- В группе организована выставка детских работ по нетрадиционным способам рисования;
- У детей сформировались устойчивые знания и практические умения по данным видам нетрадиционного рисования;
- Развит устойчивый познавательный интерес к изобразительному искусству в целом;
- Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.
Выводы:
Данный проект помог развить в детях познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов рисования.
Родители стали более компетентны в вопросах развития художественно-творческих способностей у детей среднего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
Мне, как педагогу, проект помог систематизировать знания по нетрадиционным техникам рисования, узнать что-то новое, пополнить свою методическую копилку новыми материалами и пособиями.
Все вместе мы решили продолжить знакомство с нетрадиционными способами рисования через организацию новых проектов.
Список литературы:
- Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)
- Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество»
- Комарова Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду»
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. – Цветной мир, 2012
- Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. - Цветной мир, 2012
Октябрь, 2015г.