Уважаемые родители!
Если ваш ребенок посещает логопедический кабинет, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.
Работа по развитию правильного звукопроизношения у детей проходит поэтапно.
Подготовительный этап.
Цель этого этапа – формирование точных движений органов артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого нёба) и направленной воздушной струи.
Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений губ, языка, необходимых для звука, над которым проводится непосредственная работа. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом (используется зрительный контроль). После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало можно убрать и функции контроля возьмут на себя его собственные ощущения.
Помните: от качества выполнения артикуляционных упражнений зависит эффективность работы по постановке звука.
Этап постановки звука.
Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.
Логопед, используя навыки, полученные при выполнении артикуляционной гимнастики и специальные приёмы постановки звуков, вырабатывает у ребенка правильное положение органов артикуляции звука, над которым ведется работа. Задача родителей – закрепить правильное произношение ребенком изолированного звука.
Этап автоматизации звука.
Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной.
Перед логопедом и родителями стоит задача – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому речевому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Этап дифференциации звуков.
Цель данного этапа – научить ребенка различать смешиваемые звуки (в случаях замены одного звука другим) и правильно употреблять их в собственной речи.
Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.
Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!
Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику. Если звук поставлен, закрепляйте его: назовите картинки, раскрасьте их, определите место звука в слове, составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, следите за звуками в повседневной речи. Обращайте внимание на ошибки. Пожалуйста, не забывайте тетрадь дома.
Задание считается усвоенным тогда, когда ребенок по просьбе взрослого может легко, без предварительной подготовки и поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук; назвать картинки; без ошибок повторить предложения, чистоговорки, стихи; старается не пропускать поставленный звук в самостоятельной речи.
Вы всегда можете получить консультацию логопеда по интересующим вас вопросам.
Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!