Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

pic 1

Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи, в соответствующем, конечно отборе, всегда производят впечатление на детей.

Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирующий его собственную речь.

При заучивании стихотворных текстов, можно применять разные методы и приемы, разнообразные «подсказки», например:

  • рисуем (кодируем) стихотворение;
  • изображаем в действии;
  • показываем;
  • играем;
  • используем серию картинок;
  • используем один рисунок;
  • считаем.

 Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Чтение стихов, в частности потешек, с их четким ритмом помогает улучшить у ребенка координацию движений. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы.

Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения.

Малыш включается в игру, а игра – очень важный для него вид деятельности. Движения позволяют ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение.

Суть этого метода в том, что к слову или строке подбираются движения, которые воспитатель, а затем и дети самостоятельно выполняют по ходу чтения текста. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Мой мишка

Я рубашку сшила мишке. (Показывает мишку и гладит его.)
Я сошью ему штанишки. (Показывает штанишки.)
Надо к ним карман пришить (Показывает карман.)
И платочек положить. (Вкладывает в карман платочек.)
На плите сварилась каша. (Берет кастрюлю с плиты.)
– Где большая ложка наша? (Ищет ложку.)

Я тебе перед едой

Руки вымою водой,

(«Моет» мишке лапки, вытирает и усаживает его за стол.)
Повяжу тебе салфетку, (Завязывает салфетку.)
Ешь котлетку, ешь конфетку, (Дает на тарелочке конфету.)
Молоко свое допей («Поит» молоком.)
И гулять пойдем скорей! (Берет мишку за лапку и идет гулять.)

З. Александрова

Вкусный арбуз

Мы большой арбуз купили

И домой скорей пошли.

Там его мы долго мыли,

Обтирали, как могли,

Разрезали вдоль полосок,

А потом и поперек.

По рукам и подбородку

Сладкий сок арбузный тек.

Для малышей на первом месте стоит материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.

А требования эти таковы:

1) простота и четкость ритма,

2) краткость самого стишка и отдельных строк,

3) простота и ясность знакомых детям образов,

Память на ритмическую, рифмованную речь у детей прекрасная, и они запоминают стихотворение быстро и легко.

pic 2