Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

     Чистоговорка – средство, повышающее эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми.

pic 1

     Задача логопеда не только научить ребенка четко и правильно произносить звуки, но и быстрее, качественнее автоматизировать их в связной речи. И здесь на помощь приходят логопедические упражнения.

     Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок. Само слово “чистоговорка” принадлежит В. Далю. Именно он ввел в научный язык народную терминологию: “потешки”, “прибаутки”, “скороговорки”.

     Чистоговорка - это ритмичная, зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Она содержит различные сочетания слогов и слов и используется для улучшения произношения звуков и для их автоматизации. Всем детям присуще влечение к рифмованным звукам. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребёнка. Чистоговорки способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы, а также психические процессы (внимание, память, восприятие). Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках. Но можно и придумывать самим.

        На первом этапе наша цель не заставить ребенка повторять за нами, а развить правильное восприятие речи, слуховое внимание. То есть мы просто показываем карточку с картинкой и четко произносим чистоговорку. Затем можно немножко обсудить содержание картинки, но в конце опять вернуться к прочтению чистоговорки. Не нужно сразу же выдавать ребенку гору карточек. «Учите» чистоговорки постепенно. Изначально можно показать новую карточку с чистоговоркой, затем можно еще раз просмотреть, проговорить и закрепить. А вечером перед сном повторить ее с ребенком.

  Мы используем чистоговорки на индивидуальных, подгрупповых логопедических занятиях. Министишок вкупе с веселой картинкой способны сотворить чудо: большинству детей очень нравятся эти карточки, имеющие огромный потенциал, так как их можно сотнями придумывать самим и включать в разные занятия. В методической литературе предполагаются приемы работы с чистоговоркой для отработки звукопроизносительной стороны речи, на развитие силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

     Приведем примеры игр с карточками с чистоговорками.

1. Игра «Доскажи словечко»

Педагог произносит «Ры-ры-ры, я несу...» (ребенок отвечает «шары»), вы показываете ему карточку и радуетесь его успехам.

Затем побуждайте проговорить первые слоги чистоговорки, затем - всю чистоговорку.

2. Игра «Громко, тихо, шёпотом».

Произнести чистоговорку громко, тихо, шёпотом: прореветь чистоговорку, как медведь; пропищать чистоговорку, как мышонок и т.п.

Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью)

3. Игра «Медленно-быстро».

Произнести чистоговорку медленно-быстро

4. Игра «Какой, какая, какое?»

Отвечать на вопросы в форме чистоговорок. Например, берем карточку, знакомую ребенку, ту, которую выучили. И начинаем задавать вопросы чистогорками: «Са-са-са какая коса?» «Са-са-са у кого коса?». Отвечать тоже нужно чистоговоркой. (Са-са-са - острая коса. Са-са-са – у Сани коса.)

Со-со-со какое колесо? Со-со-со чьё это колесо?

5. Игра «Один-много» по картинкам (са-са -са-лиса, сы-сы-сы -лисы, ис-ис-ис -много лис).

6. Игра «1-2-5» (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей).

7. Игра «Скажи наоборот» (ра-ра-ра -высокая гора, ра-ра-ра - низкая гора)

8. Игра «Чего не стало?» (са-са-са не стало колеса, ри-ри-ри пропали снегири, ла-ла-ла нет стола)

9. Игра «Скажи ласково» ( лу-лу-лу -стул в углу, лу-лу-лу -стульчик в углу)

10. Игра «Составь интересную историю» по картинке са-са-са -это лиса? Са-са-са -какая лиса? Са-са-са - что делает лиса? Са-са-са - кого встретила лиса?

     Существуют целые стихи, построенные по принципу чистоговорок. Например:

Лы-лы-лы забивали мы голы

Лу-лу-лу возле окон на полу

Ла-ла-ла не заметили стекла

Лу-лу-лу мы не били по стеклу

Ла-ла-ла только нет в окне стекла

Сa-са-са, са-са-са

Ой-ой-ой! Летит оса!

Сы-сы-сы, сы-сы-сы

Не боимся мы осы!

 С помощью чистоговорки можно развивать все стороны речи ребёнка. Использование данного приёма предоставляет ребёнку возможность создать «своё», придумать самому, развивать воображение, фантазию.

pic 2

pic 3pic 4pic 5pic 6pic 7