Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС ДО
В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Так как, в первую очередь, перед логопедом ставится задача коррекционной помощи и организация условий для исправления и преодоления недостатков речевого развития, адаптации детей с отклонениями в развитии, то в логопедическом кабинете должна быть создана коррекционно-развивающая среда.
Коррекционно - развивающая среда кабинета учителя-логопеда содействует решению следующих задач:
- Формирование правильного звукопроизношения
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
- Формирование слоговой структуры слов.
- Пополнение активного и пассивного словаря.
- Формирование и развитие навыков звукового анализа и синтез.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Работа над речевым дыханием.
- Развитие психологической базы речи.
- Активное сотрудничество с родителями.
Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда:
1. Центр коррекции звукопроизношения (зеркало с лампой дополнительного освещения, стол для занятий у зеркала, символы звуков, картотека артикуляционных упражнений,игры на формирование правильного звукопроизношения, картинный, речевой материал на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, наглядное пособие «Волшебный домик звуков», альбомы, игры, литература для автоматизации всех групп звуков у детей)
2. Центр развития мелкой моторики (Игрушки для развития мелкой моторики, наборы бусинок, ракушек, камушков для выкладывания, тактильный бассейн, конструктор, пирамидки, матрешки, кубики, мозаика, пазлы, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки и т. д.).
3. Центр речевого дыхания. (Картотека дыхательных упражнений, пособия для формирования воздушной струи: бабочки, снежинки, птички, кораблики, вертушки, «заколдованные картинки» и т. д.).
4. Центр формирования фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза (Музыкальные инструменты, шумящие коробочки, звучащие игрушки, игры для определения места звука в словах, картинки, пособия для дифференциации звуков карточки, настольно-печатные дидактические игры).
5. Центр формирования лексико-грамматического строя речи (Наборы картинок по лексическим темам, сюжетных картинок, иллюстраций по развитию речи, дидактические игры, игры на закрепление грамматических категорий, развитие навыков словообразования и словоизменения, согласования частей речи и т.д.)
6. Центр подготовки к обучению грамоте и профилактике нарушений письменной речи (Магнитная доска, столы со стульчиками, «Замки для звуков» наглядное пособие твёрдых, мягких согласных и гласных звуков, «Домик звуков», алфавит с картинками,кассы букв и слогов, наборы букв, шаблоны, схемы предложений, слоговая таблица, дидактические игры и т.д.)
7. Центр театрализации (Пальчиковый театр, театр топотушек, перчаточный театр, настольный театр, адаптированные и логопедические сказки, сценки).
8. Центр методического сопровождения представлен справочной и методической литературой, учебно-методическими планами по разделам коррекции и развития речи и пособиями, необходимыми для коррекционного процесса, документацией логопеда
Правильно организованная предметно-развивающая среда – необходимое условие качественной коррекционной работы.