Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Цель занятия: преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

  • Закрепить представления детей о весне и ее приметах.
  • Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме «Весна»
  • Совершенствовать грамматический строй речи (подбор слов-антонимов; однородных прилагательных к существительным).
  • Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики;
  • Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • Развитие слухового и зрительного внимания;
  • Совершенствование общей и мелкой моторики;
  • Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
  • Формирование навыков доброжелательности.
  • Воспитание положительных эмоций на занятиях по логоритмике.

Ход занятия:

Логопед. Какое сейчас время года? Ответы детей.

Логопед. Да, действительно,

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга

Капли падают звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

Март- первый весенний месяц - время, когда зима с весной встречаются. Весна зиму прогоняет, а зима уходить не хочет, сопротивляется.

А по каким признакам мы узнаем, что наступает весна? (Дети называют приметы весны)

А какие свои приметы зима нам оставила?

Давайте поздороваемся с весной!

1. Пальчиковая игра «Здравствуй!»           

Здравствуй, солнце золотое!                   Пальчики поочередно «здороваются»

Здравствуй, небо голубое!                      с большим пальчиком

Здравствуй, теплый ветерок!

Здравствуй, первый ручеек!

Здравствуй, Утро!                                     Протягивают правую руку

Здравствуй, День!                                    Протягивают левую руку

Нам здороваться не лень.                         Берутся за руки

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую                           Развести руки в стороны.

А теперь давайте вспомним как Весна Зиму прогоняла

pic 1

2. Фонопедические упражнения «Зима и Весна» по методу В.Емельянова.

   Плавно летят снежинки.   Пропевают нисходящие звуки [о] по тетрахорду.

   Снег искрится на солнце.        Дети произносят короткие «острые» звуки [а] в разных регистрах.

   Воет вьюга    Делают glissando на звук [у] снизу вверх.

   Большие сугробы на земле.    Усиливают и уменьшают звук на одном дыхании на любые гласные.

   Стихает вьюга  «С-с-с-с-с-с-с…»  

   Звонко закапали капели Произносят “кап” в разных регистрах.

   Тает снег.     «А – ах!” - глиссандо сверху вниз (“сугроб оседает”).

   Птицы весело поют.   «Чив-чив!» - в высоком регистре.

pic 2

Логопед. Ребята, а вы хотите оказаться в лесу? Хотите посмотреть, что происходит в лесу весной? Но сначала нужно правильно ответить на мой вопрос.

3. Словесная игра «Закончи предложение» (в кругу с мячом).

Составление сложных предложений со значением противопоставления

           Зима уходит, а весна….( приходит)

Зимой снег чистый, а весной….(грязный)

Зимой холодно, а весной ….(тепло)

Зимой сугробы высокие, а зимой… (низкие).

Зимой день короткий, а весной…. (длинный).

Зимой погода часто пасмурная, а весной….(ясная).

Зимой на реке лед толстый, а весной….(тонкий).

Зимой солнце низко, а весной….(высоко).

Одни сосульки длинные, а другие…..(короткие).

Зимой ветер сильный, а весной…..(слабый).

Зимой лес спит, а весной….. (просыпается).

pic 3

4. Динамический этюд «Что такое весна ?»

По весне мы слышим  (пальчик к губкам и произносим «ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш»)

Стук капели с крыши,      («тук-тук-тук-тук»)

Бормотание ручья,            («бр-бр-бр-буль-буль-буль-бр-бр-бр»)

Звонкий голос воробья.   («чики-чики-чик-чирик»)

Логопед. А теперь давайте отправимся в лес.

5. Двигательные упражнения «Весна пришла».

( Звучит музыка П.Чайковского «Времена года. Апрель»).

Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей. (Бег по кругу)

Вы за ручейком бегите,

А теперь за ним идите

Лужи все перешагните. (Ходьба по кругу)

В лес весенний мы шагаем

Ноги выше поднимаем.  (ходьба с высоким подниманием колен)

Елочки пушистые обойдем,

По извилистой тропинке в лес пойдем       (ходьба змейкой)

6. Упражнение на развитие слухового внимания.

Логопед: Прибежали – ох, устали!

Немного отдохните –

На небо посмотрите!

Небо весной какое?                                    Ответы детей

Логопед: Правильно, ребята. Небо весной чистое, голубое, радостное такое.

С весной и птицы возвращаются домой! Каких птиц мы знаем? Тех, что с нами зимуют, как называем?

Дети: Зимующие птицы.

Логопед: А тех, что в теплые края зимой улетают, как называют?

Дети: Перелетные птицы.

Логопед: Я буду птиц вам называть.

Если перелетную птицу называю – руками-крыльями машите.

Если зимующую – присядьте, по сторонам смотрите.

А в лесу снег еще не растаял. Почему? (Ответы детей)

Как подул ветерок –

         Так посыпался снежок.

         Мы сейчас пойдем

И снежиночки возьмем

           7. Дыхательные упражнения «Снежинки» (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок)

Вдох производится носом, выдох ртом.

pic 4

У Весны ветер (какой?) - ласковый и нежный, теплый. У Зимы (какой?)— холодный, резкий, колючий.      

Поднял ветер снежинки, закружил, завьюжил. Стала снежинка искать себе подружку, чтобы вместе в воздухе покружиться.

         8. Игра «Снежинки летайте!» ( Л. Олифирова)

Снежинки, летайте,         Врассыпную бегают по залу на носках.
Летайте, летайте!            (3 раза)
А ну-ка, все в пары          Встают в пары и начинают кружиться.
Скорее вставайте!

pic 5

       9. Регуляция мышечного тонуса: упражнение «Елочка».

Логопед: Посмотрите на елочку, какая она пушистая и зеленая. А как было холодно ей зимой. Стояла елочка под тяжелым снегом, ветки опустились. (Дети расслабленно опускают руки, плечи, округляют спину, голову на грудь).

- Наступила весна, пригрело солнышко, вздрогнула елочка, ветки поднялись, стало елочке легко. (Дети выпрямляются).

- А зима уходить не хочет, опять елочку снегом засыпает

(Несколько раз повторяют расслабление - напряжение).

pic 6

Давайте вместе с ёлочкой порадуемся Весне.

10. Чистоговорка «Л – Л’»

ЛА-ЛА-ЛА – к нам весна пришла;             Хлопают в ладоши.

ЛО-ЛО-ЛО – на улице тепло;                      

ПЕЛЬ-ПЕЛЬ-ПЕЛЬ – капает капель;   Постукивают пальцем по ладошке  

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ –оттаяла земля.                   Поглаживают ладошками колени

ЛИ-ЛИ-ЛИ – мы гулять пошли               Шагают пальчиками

pic 7

Логопед: А я хочу Весне стишок рассказать, а вы ребята, постарайтесь показать мимикой какое настроение было у героя стихотворения.

Я по улице спешу,

Я иду, весной дышу.

Наслаждаюсь!

Воробьишка прискакал,

В луже лапки полоскал.

Удивляюсь!

Тут соседский рыжий кот

Появился у ворот.

Я пугаюсь!

Лучше, кот, не трогай птицу,

Я могу и рассердиться!

Тут закончил воробей

Веселое купание,

И махнул коту крылом,

Видно, на прощание.

Улыбаюсь!

Я по улице спешу,

Я иду, весной дышу.

Наслаждаюсь!

Ну что же теперь давайте вспомним все, что мы знаем про зиму и весну. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать.

12. Развитие слухового внимания на речевом материале.

Логопед: Зимой на деревьях появляются почки. Зимой медведь спит в берлоге. Зимой птицы вьют гнёзда. Зимой листья зеленеют. После зимы наступит весна.

Дети отпевают ритм и поют: «Да-да, да-да-да» (//   ///).

                                                    «Нет-нет, нет-нет-нет» (//   ///).

Хоть и хорошо в лесу, но очень скоро в лесу будет еще красивее. Давайте представим, каким скоро станет весенний лес.Давайте присядем на полянке и немного отдохнем в весеннем лесу. Закрывайте глазки:

13. Релаксация «Волшебный весенний сон»

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем - сном весенним засыпаем…

Дышится легко, ровно, глубоко

Будто мы в лесу весеннем, журчанье слышим ручейка.

Птичий гомон, и согреты, дыханьем нежным ветерка.

Мышцы не напряжены, и расслаблены…

Дышится легко, ровно, глубоко

Первоцветы нас встречают, и головками качая,

Напевают, удивляют – наши глазки расслабляют.

Дышится легко, ровно, глубоко – 2 раза

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза,

И встать…

(дети встают)

pic 8