Использование кинетического песка способствует развитию у детей творческой активности, любознательности, сенсорного восприятия, кругозора. При работе с песком у воспитанников формируется усидчивость, навыки практического экспериментирования с различными предметами. В игре дети используют формочки, и это помогает закреплять у них элементарные представления о форме, величине, цвете предметов. Кинетический песок способствует развитию мелкой моторики у воспитанников. Дети сжимают, прихлопывают, трамбуют его, надавливают на песок пальцами, защипывают – это способствует развитию указательных пальцев, щипкового захвата. Также занятия с кинетическим песком способствуют развитию речи – дошкольники разыгрывают сюжеты игр и рассказывают о них.
Песок благоприятно воздействует на эмоциональное состояние воспитанников. Игры с ним успокаивают и расслабляют детей, поэтому его полезно использовать в периоды стресса и возрастных кризисов. Также следует использовать кинетический песок при работе с детьми с особыми образовательными потребностями, гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми.
Как организовать работу с кинетическим песком
Хранить кинетический песок необходимо в специально отведенном месте, в герметичном контейнере, чтобы в него не попала пыль или влага. Если песок намокнет на занятии, дайте ему самостоятельно высохнуть при комнатной температуре. Следите, чтобы дети мыли руки перед играми с песком и после них. Чтобы воспитанники вспоминали об этом самостоятельно, используйте карточки-схемы. На карточках изобразите правило с помощью иллюстраций: ребенок моет руки, вытирает, играет. Проводите игры с песком на пластмассовом подносе. В играх используйте камешки, трафареты, массажные мячи, мозаики, детали конструктора.
Как вводить новые игры и усложнять их
На первом этапе работы с кинетическим песком познакомьте детей с его свойствами. Проведите игры «ладошка здоровается с песочком», «кулачки здороваются», «пальчики здороваются». Попросите детей прикоснуться к песку ладонью правой руки, левой руки, обеими руками. Потом попросите их зажать песок в кулачок правой руки, левой руки, обеих рук. Далее предложите детям дотронуться до песка поочередно от большого пальца к мизинцу и наоборот. В играх «ручки радуются песку» и «пианино» предложите детям перетереть песок сначала между ладошками, потом между пальцами, а затем поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино. При этом следите, чтобы была задействована вся рука: кисти рук мягко поднимались и опускались. Попросите детей собрать песок в кучку, слепить комочки, колбаску, оставить отпечатки от массажных мячей.
Постепенно усложняйте задачи. Оставьте отпечаток на песке с помощью знакомого детям предмета и спросите их, что за предмет мог его оставить. Оставьте два отпечатка и попросите воспитанников объяснить, чем они отличаются. В конце каждого занятия на первом этапе спрашивайте детей, какие игры им понравились больше всего и почему. Просите их комментировать, какой песок на ощупь и что с ним можно делать.
Когда дети познакомятся со свойствами кинетического песка, начинайте вводить игры с игрушками. Игрушку подбирайте в зависимости от сюжета игры. Например, попросите детей показать слоник, как падает снежок, как проложить тропинку к елочке, как украсить елочку с помощью разноцветных бусин и др. После того как дети проиграют сюжеты, предложите им самостоятельно придумать игры с кинетическим песком. Попросите их использовать знакомых героев, с которыми они проигрывали упражнения, и материалы – бусины, камушки, формочки, детали конструктора. Во время самостоятельных занятий расспрашивайте детей об их сюжетах: что это за герой, что он делает, куда идет, чего хочет, для чего герою-игрушке понадобилась постройка из песка.