Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
У детей рано складывается своя «картина мира». При всем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность.
В.А. Сухомлинский считал, что детство - это каждодневное открытие мира, которое заключается в познании природы, человека и Отечества.
Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция воспитательного процесса.
В интегрированном занятии объединяются блоки знаний двух и более различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель такого занятия.
Педагогом – психологом используется программа «Интегрированных развивающих занятий для детей 4 – 6 лет, авторами которой являются Л. Д. Постоева, Г. А. Лукина. Занятия построены на синтезе нескольких видов восприятия и воображения. Детям предлагается «шагнуть» в глубь изображения, к звенящему ручью или на лесную поляну, представить себя бабочками, вдыхающими аромат цветов; гусеницами, пробирающимися сквозь траву; птицами, парящими в воздухе...
На занятиях постоянно создается ситуация успешности каждого ребенка. Такой подход помогает детям свободно выражать свои мысли и чувства.
Рисование - мощное средство самовыражения. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается.
Основными задачи занятий являются:
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.
- Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.
- Воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.
- Развитие познавательных процессов.
- Расширение эмоционального опыта.
- Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, художественными образами.
Каждое занятие состоит из нескольких частей:
Часть 1. Вводная.
Основная цель - настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой в группе.
Часть 2. Основная или рабочая.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
Часть 3. Завершающая.
Основная цель - создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы.
Приветствие и прощание обычно проводятся по одному и тому же сценарию, предложенному психологом.
ГУСЕНИЦА
Оборудование:
- магнитная доска, магнит, картина « Гусеница»;
- аудиозапись «Волшебство природы» или «Звуки природы»;
- краски для пальцеграфии или смешанная с зубной пастой гуашь, листы бумаги, салфетки;
- воздушные шары, мягкие модули, большие мягкие игрушки.
Ход занятия:
Приветствие. Упражнение «Коленки – липучки».
Этюд «Гусеница».
Дети сидят на ковре. Психолог включает аудиозапись.
Сегодня вы попробуете превратиться в гусениц. Вспомните, как ползают гусеницы...
Представьте себе, что вы на лесной полянке, кругом зеленая трава, цветы... Покажите, как ползают гусеницы... Медленно, извиваясь, пробирайтесь сквозь траву... Гусенички увидели друг друга, улыбнулись и легли отдохнуть... Кар-кар-кар! Прилетели вороны. Гусенички замерли, спрятались на листиках, их не видно... Походили, походили вороны, но никого не заметили и улетели. Гусеницы облегченно вздохнули, зашевелились и дальше поползли... Солнышко греет, им хорошо... (Выключает аудиозапись.) Но вот перестала звучать волшебная музыка, и мы вновь в комнате.
Рисование.
На столах лежат краски, листы бумаги и салфетки.
Психолог предлагает детям сесть за столы, и рассмотреть слайды с изображением гусениц. Психолог рассказывает ребятам о разновидностях гусениц, об их защитной и отпугивающей окраске. Отвечает на вопросы.
После беседы психолог показывает и поясняет:
туловище — 5-6 кулачков (темно-зеленый и светло-зеленый цвет);
голова - кулачок (светло-зеленый цвет);
глазки, усики, носик — пальчик (черный цвет).
Дети рисуют.
Психолог наблюдает и помогает. По окончании работы все вместе рассматривают рисунки.
Упражнение «Гусеница».
Психолог предлагает детям выйти из-за столов и лечь на ковер. Дети ложатся на живот, касаясь подбородком пола. Руки вытягивают вдоль туловища, ладонями вниз. Упираясь в пол руками, грудью и подбородком, дети поднимают прямые ноги вверх, а затем покачивают ими вправо-влево.
Затем дети поворачивают голову так, чтобы одна щека касалась пола, и расслабляют все мышцы тела. Упражнение повторяется 2-4 раза.
Игра «Большая гусеница».
Дети встают в колонну, кладут руки на плечи впередистоящих участников, зажимают воздушный шар между животом одного ребенка и спиной другого.
Ребенок, стоящий во главе колонны, держит шар в вытянутых руках. Психолог просит детей представить, что все они превратились в одну большую гусеницу.
«Гусеницу» просят походить по комнате, огибая препятствия (стулья, мягкие модули, большие мягкие игрушки).
Прощание.