Дошкольный возраст - это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, взаимовлияния; научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; пробуждать познавательные интересы.
Причины в потребности интегрированных занятий:
- Явления представляются не фрагментарно, а целиком.
- Побуждение детей к активному познанию окружающей действительности и нахождение причинно-следственных связей.
- Интерес детей, т. к. переключение на разные виды деятельности, дети не утомляются.
- Высвобождаются часы, которые ребенок может потратить на свободную деятельность, развитие двигательных потенциалов, следовательно оздоровлению.
- Снятие напряженности, страха, неуверенности.
- В большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи (сравнивают, обобщают).
Виды занятий.
Комбинированное - Сочетание разных видов деятельности, не имеющих логических связей (после рисования идет подвижная игра).
Комплексное - выполнение задач разными видами деятельности и логические связи между ними (беседа о пожарной безопасности и рисунок плаката "Пожарные на учении"). Но один вид деятельности идет как главный, а другой вспомогательный - создает эмоциональный настрой.
Интегрированное - соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагог имеет возможность решить несколько задач развития.
Методы и приемы (наиболее эффективные):
- Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность. На одном этапе занятия задается вопрос, на другой части вопрос решается детьми.
- Проблемные вопросы, стимулирующие проявление совместных с педагогом "открытий", помогающих ребенку найти ответ (напр., окр. мир - дифференцированно рассказывает о явлении - задает вопрос, а на природном окружении - ребята с педагогом решают на опыте - находят ответ сами, делают вывод).
- Задания: "Докажи", "Объясни", "Как ты узнал?" Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному.
- Разнообразные речевые д/и для активизации словаря.
Структура и требования:
- четкость, сжатость учебного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь разделов программы;
- емкость учебного материала (об одном предмете, но глубоко);
- систематичность и доступность изложения материала;
- соблюдение временных рамок занятия.
Суть:
Интегрированное занятие дает широкое и яркое представление о мире, взаимосвязь явлений и предметов. Акцент не на усвоение определенных знаний, а на развитие образного мышления.
Структура:
1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация. Задается вопрос: "ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?"
2. Основная часть. Даются новые знания - решение проблемы, вопроса с помощью разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по развитию речи (обогащение словаря, обучение связной речи).
3. Заключительная часть. Практическая деятельность (дидактическая игра, рисование и др.). Закрепление информации.
Трудности проведения интегрированного занятия:
- сложность отбора учебного материала;
- подробное структурирование.
Пример интеграции.
1. Временные представления. Математика (знакомство с часами) + природное окружение (времена года, процесс развития живых организмов) + окружающий мир (понятие прошлого, настоящего, будущего, дни недели, месяцы года).
2. Освоение понятий "часть - целое". Математика + конструирование + обучение грамоте (состав слова и предложения) + литература (характерная структура сказки, рассказа).
3. Окружающий мир (знакомство со средствами связи) + развитие речи (нормы речевого общения по телефону).
4. Тема: "Мир природы". Окружающий мир (характеристики, свойства объектов живой и неживой природы) + математика (логические связи человек и природа, количественные характеристики природных явлений, характеристики природных объектов: величина, форма, расположение их в пространстве).
Подготовка к занятию по К. Ю. Белой:
1. Определить области знаний (математика, окружающий мир и т. д.).
2. Отобрать знания по вашей теме, которые наиболее важны.
3. Учитывать программные требования и возрастные особенности дошкольного возраста.
4. Определить одно (или несколько) базовых направлений содержания (цель занятия).
5. Выявить основой принцип (тему) и задачи каждого направления (область математика - свои задачи, окружающий мир - свои задачи, например).
6. Использовать разнообразные виды деятельности (драматизация сказки + конструирование из строительного материала + музыкальное оформление + развитие речи). Чтобы дети не уставали необходима смена деятельности.
7. Использовать большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).
8. Использовать методы и приемы: проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирования, моделирование.
9. Учитывать лично-ориентированный подход.
Примечание:
- В интегрированных занятиях отсечь все лишнее, устранить дублирование информации педагогами.
- Интегрированные занятия проводить систематически, а не единожды для обеспечения их эффективности.
Что дает ребенку интегрированный подход:
Формирует у детей целостную картину мира, обобщенные умения, системные знания, усиливает мировоззренческую направленность интересов, всестороннее развитие личности.
Что дает педагогу интегрированный подход:
Получить возможность взглянуть на свои знания по теме: полноту, правильность, осознанность. Педагог учиться устанавливать взаимосвязь объектов, явлений и процессов ("думать по-новому"). Возможность установить положительное отношение воспитанников к объекту, явлению, к занятию в целом.
Итак, проблема интеграции в дошкольном образовании важна и актуальна в настоящее время. Это связано с новыми социальными запросами к детскому саду. Интегрированное образование создает условия не пассивного принятия воспитанниками информации, а как совместная деятельность воспитателей и воспитанников, активного и созидательного отношения и действия последних.