«Использование игровых макетов для развития детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время игра как ведущая деятельность ребенка ушла на второй план. Основной заботой родителей, а затем и воспитателей стало обучение дошкольников, подготовка их к поступлению в престижные школы. Необходимо в корне изменить отношение родителей и педагогов к сюжетно-ролевым играм детей.
Главная задача организационного этапа работы будет сформулирована так: создание в детском саду и дома предметно-игровой среды, соответствующей современным психолого-педагогическим требованиям.
Следующий этап – констатирующий – подразумевает анализ и оценку условий для организации сюжетно-ролевой игры, созданных в детском саду. Требования к этим условиям определены в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения». Для решения этого вопроса следует пересмотреть режим проведения занятий, кружков с целью высвобождения времени для самостоятельной деятельности детей, в том числе и игровой. Дети должны играть в сюжетно-ролевые игры ежедневно от полутора до двух часов.
При правильной организации предметно-игровой среды в групповых комнатах необходимо использовать только игрушки и оборудование, соответствующее возрастным особенностям детей; каждая игрушка должна быть «жителем» группы: иметь место жительства и имя; необходимо выделить игровые зоны для девочек и мальчиков; педагоги обязаны иметь представление об особенностях предметно-игрового пространства.
В каждой возрастной группе следует создать максимально комфортные условия для игр, распределить игровые зоны, обеспечить детей тематическими игровыми комплектами, например:
«Парикмахерская», «Доктор», «Авторемонтная мастерская», «Уголок ряженья», «Супермаркет», «Кухня» и т.д.
У старших дошкольников особенно большим спросом пользуется стандартный магазинный домик куклы Барби, состоящий из двух этажей и нескольких комнат с полным антуражем, и макет – карта с природным ландшафтом. Дети любят играть с мелкими игрушками, строить макеты из конструктора «Лего».
Организуя предметно-развивающую среду с использованием макетов в группах старшего возраста, педагог имеет возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.
В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссерская игра с мелкими игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей. Игра с мелкими игрушками в значительной мере способствует сюжетосложению - развертыванию разнообразных комбинаций, событий, активизирует комментирующую речь детей.
В детских садах должен быть «универсальный» макет, то есть тематически многозначный маркер игрового пространства. «Универсальные» макеты условно делятся на два типа:
- Макеты – модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты;
- Макеты – карты, отображающие определенную территорию и направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих ее объектов.
Макеты – карты представляют собой довольно большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и нескольким ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете – карте «Улицы нашего города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами. Ландшафтный макет – карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревьями, изгородью и т.д.
Для дальнейшего развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал и хранить его.
Сюжетно-ролевые игры учат общению, у детей развивается умение сочинять, фантазировать, комбинировать разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, умение прогнозировать ответное ролевое поведение, комментировать свои действия.
Игры с макетами способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого участия. Меняется отношение к выполнению рисунков, поделок на занятиях, ведь все это может пригодиться в игре. Отмечается старание, желание достичь хорошего результата.
Игры с макетами также содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы. В игре дошкольники договариваются, словесно объясняя исходные замыслы, планируют начало игры, используя простой договор, стремятся к взаимопониманию.
У детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса. В повседневной жизни они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения. У дошкольников наблюдается интерес к познавательной литературе ( о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжете игры, в темы рисунков.
Подводя итоги, следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками.