Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

     В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

 – проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

–  способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

–  ребенок способен к волевым усилиям;

–  пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

 – способен к принятию собственных решений.

     Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

    В результате анализа литературы сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников:

     Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в  инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

     Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

    По определению в “Советском энциклопедическом словаре”, инициатива – (от латинского initium – начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

     Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

     Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности.

  1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность).
  2. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
  3. Поощрение высказывания оригинальных идей.
  4. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
  5. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.
  6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
  7. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
  8. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
  9. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
  10. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

       Формы личностно-ориентированного взаимодействия с детьми:

- Организация кругов («Расскажи о себе», «Карусель ласковых имён», «Я – хороший друг, потому что…»).

- «Стульчик именинника».

- Маркеры обозначения личного пространства.

- Индивидуальные коллекции.

- Детские портфолио.

- Экраны настроения.

- Рублика в фотогазете «Мы гордимся нашим ребёнком» (ведут родители).

- Пособия «Полянка достижений», «Кораблик успеха», «Звезда недели».

Рекомендации по развитию детской инициативы для родителей.

Гармоничное развитие дошкольника возможно только при активном участии семьи в образовательном процессе. Чтобы решить эту проблему используйте эффективные формы взаимодействия. Они формируют у родителей понимание важности своего участия не только в воспитании ребёнка, но и в жизни группы.

1. Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной.

2. Инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить — годы.  Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т.д.). Даже если это увлечение вам кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям.

3. Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности — наличие стойкого интереса к ней.
Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе.

4. Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.

5. Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.

6. Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка — недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.

7. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями.