Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Развитие детского творчества посредством нетрадиционных техник рисования

                                                                                    Воспитатель: Мазулёва Н.А.

Введение.

Рисование – интересный, занимательный и полезный вид творчества. Рисование приобщает детей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Малыши воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт.Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.

При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей.

Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.

Тип проекта: исследовательский, творческий.

Вид проекта: краткосрочный (одна неделя).

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Проблема:

Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартные формы рисования «приелись» и остаются однообразными, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей.

Актуальность: В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют  осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Проблема:

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Цель: поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образов, развитие художественных (творческих) способностей детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

           Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.

Побуждать детей  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования.

Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Развивающие:

Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

 Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования «печатание листьями», рисование пальчиками. Закрепить умение пользоваться красками (гуашью).

Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

Создавать условия для развития творческой фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.

Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическая, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Методы реализации проекта:

метод обследования, наглядности;

словесный (беседа, рассказ, наблюдение, использование художественного слова, указания, пояснения);

практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);

проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);

сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);

мотивационный (убеждение, поощрение).

Планирование результатов проекта.

Дети:

познакомятся с нетрадиционными техниками рисования;

получат практические навыки и умения по использованию техник «печатанья листьями», рисования пальчиками;

появится устойчивый интерес к разнообразным видам и способам рисования;

обогатится словарь детей  словами «пейзаж», «изображение», «рамка», «фон», «мольберт»,  они выучат стихи об осени, о деревьях;

Предварительный этап (организационный):

  • обследование темы, мотивация ее выбора;
  • определение цели и задач проекта;
  • подбор литературы, пособий, дидактического материала;
  • обсуждение с родителями, детьми вопросов связанных с проведением проекта;
  • составление тематического планирования работы с детьми, родителями;
  • разработка содержаний НОД.

Основной этап (практический):

Проведение:

  • НОД по рисованию в нетрадиционной технике, познанию.
  • Дидактических игр с детьми.
  • Родительского собрания по данной теме.
  • Итогового развлечения.

Организация выставки «Осенины».

Заключительный этап (итоговый):

  • Самоанализ проделанной работы, оценка результатов, формирование выводов.
  • Беседы с родителями
  • Внесение коррективов и дополнений в планирование дальнейшей работы по данному направлению.

Этапы реализации проекта:

Разработать и реализовать краткосрочный проект "Осенние деньки".

Памятка для родителей «Нетрадиционные способы рисования»

Предложить родителям принять совместное участие в реализации проекта.

Создать предметно развивающую среду.

Рассматривание репродукции картин И. Левитана «Золотая осень»

Чтение рассказов (стихов) на осеннюю тематику.

Прослушивание мелодии.

Провести наблюдения на прогулке, за осенними изменениями.

Знакомство с техникой рисования «печатание листьями».

Дидактические игры «Осенняя палитра»,  «Составь узор», «На что похоже?»

Подготовка и участие детей в итоговом развлечении

Участие родителей в подготовке и проведении развлечения.

Оформление стенда "Осенние деньки".

   Понедельник.

   Рассматривание и беседа по репродукции картин И. Левитана «Золотая осень»

   Цели и задачи:помочь увидеть многообразие осени, чувствовать и понимать красоту окружающего мира.

   Вторник

Рисование (отпечаток листьями) «Осенний листопад»

pic1

Цель: Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование отпечатком, позволяющий наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида.

Среда

 Рисование по- сырому поролоном «Осенний лес»

Цель:развитие творческих способностей дошкольников средствами новых техник рисования.

Четверг

«Творческая мастерская».

Цель:

Закрепить умения детей рисовать необычным способом по желанию детей (кляксография, отпечатком, пальчиком и т. д.)

Пятница

Коллективное рисование «Рябина»

pic2

pic3

Цель:

освоить новую технику рисования – прикладывание, пальчиковое

учить детей анализировать иллюстрации, выделять главное, умение описывать по плану

Продолжать учить детей выполнять действия совместно со взрослым.

  Создать доброжелательный настрой, поднять настроение взрослым и детям.

 Заключение.

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с раннего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Таким образом, разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.

Анализ результатов.

В ходе  реализации проекта достигнуты определенные результаты:

  • В группе организована выставка детских работ по нетрадиционным способам рисования;
  • У детей сформировались устойчивые знания и практические умения по данным видам нетрадиционного рисования;
  • Развит устойчивый познавательный интерес к изобразительному искусству в целом;
  • Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.

Выводы:

Данный проект помог развить в детях познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов рисования.

Родители стали более компетентны в вопросах развития  художественно-творческих способностей у детей среднего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

Мне, как педагогу, проект помог систематизировать знания по нетрадиционным техникам рисования, узнать что-то новое, пополнить свою методическую копилку новыми материалами и пособиями.

Все вместе мы решили продолжить знакомство с нетрадиционными способами рисования через организацию новых проектов.

Список литературы:

  1. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)
  2. Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество»
  3. Комарова Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду»
  4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. – Цветной мир, 2012
  5. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. - Цветной мир, 2012

Октябрь, 2015г.