Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

     Авторы многочисленных исследований подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

     Детям, имеющим отклонения речевого развития, необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально- приятным, неутомительным, динамичным.

     Одним из средств развития мелкой моторики, и, следовательно, развития речи у детей является пальчиковый театр.

     Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир. С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится и с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого. Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы. Пальчиковые куклы сделаны с душой и несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.фото 1

      При правильно построенном процессе обучения у детей развивается мышление, речь, эмоциональное восприятие, фантазия. Дети становятся более общительными и раскрепощенными. Использование пальчикового театра позволяет решить проблему мотивации - развить у детей тонкие движения пальцев рук в атмосфере непринужденной, таинственной игры, в которой дети играют роли сказочных персонажей. Сказки являются благодатным материалом и для развития грамматически правильной речи. По словам В.А.Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она выражена в ярких образах. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.фото 2

     В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

     Пальчиковые персонажи используются в работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения на этапе автоматизации изолированных звуков, в предложениях, стихотворных текстах.

     Для достижения наибольшего эффекта в упражнениях по развитию мелкой моторики пальцев рук должны сочетаться движения сжатия, растяжения, расслабления кисти, использоваться изолированные движения каждого из пяти пальцев, а не только «социальная зона руки».фото 3

      Основа занятий тоже очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, сюжетные и дидактические игры, артикуляционные и пальчиковые игротренинги, сопряженная гимнастика рук и языка. Предложенная тематика и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

     Для театральных постановок мы отбираем доступные по содержанию, небольшие по объёму пьесы. Длительность «театрального действа» составляет в наших пьесах 5-7 минут. В качестве текстов для пьес мы используем адаптированные нами народные сказки, сюжеты для кукольных театров, стихи отечественных и зарубежных поэтов. Лучше, если пьеса имеют стихотворную форму как наиболее благоприятную для автоматизации поставленных звуков, развития памяти, темпо – ритмической организации высказывания, языкового чувства. Педагог, распределяя роли, учитывает речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Поскольку очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.фото 4

     Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Пальчиковый театр позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность, поможет детям с общим недоразвитием речи в развитии мелкой моторики, в преодолении трудностей развития речи, будет способствовать развитию диалогической речи, интонационной выразительности и в комплексе с другими приемами педагогического воздействия приведет к качественным изменениям, т.е. развитию ребенка. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.фото 5