Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

     Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

     Овладение грамматическим строем речи даёт детям возможность свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Поэтому задача взрослого – создать все необходимые условия для формирования у ребенка грамматически правильной речи.

     Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики, в ходе обучения. В формировании грамматического строя речи детей – дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые можно использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни.

pic 1

     Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм можно включать в любые другие занятия, использовать их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а так же необходимо рекомендовать родителям использовать такие игры дома.

Дидактические игры на формирование грамматического строя речи

"Овощи - фрукты"

pic 2

     Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному изменению существительных по падежам, образованию относительных прилагательных.

     Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» из овощей суп (салат), а из фруктов (ягод) – компот (варенье). Ребенок подбирает нужные картинки, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить). Называет то, что у него получилось: компот из груши – грушевый, суп из картофеля – картофельный и т.п.

pic 3

     «Домики для слов»

      Цель: закрепление категории рода и числа имен существительных.

     В домиках «он», «она», «оно», «они» живут слова мужского, женского, среднего рода и множественного числа.

     Задача: «расселить» слова по домикам, т.е. интуитивно определить род и число имен существительных (не называя терминов)

pic 4

pic 5

    «Цветные человечки»

     Цель: совершенствовать знания детей о цветах спектра и их оттенках; упражнять в подборе картинок, близких по колориту, согласовании прилагательных и существительных в роде, числе и падеже, употреблении сравнительной степени прилагательных.

     В Цветном замке живут цветные человечки. У каждого из них есть своя башня.

     Задача: собрать человечков, которые живут в каждой башне, найти предметы, которые у них могут быть. Объяснить свой выбор.

pic 6

     «Зоопарк»

      Цель: активизация словаря по теме, развитие связной речи, правильное употребление падежных форм существительных.

     Картинки с изображениями животных раскладываются на столе. Дети «отправляются» в зоопарк. По дороге они рассказывают, кого увидели в зоопарке (зебру, тигра, медведя и т.д.), кто чем питается (тигр – мясом, а зебра – травой..), кто где находится (тигр в клетке, а зебра за забором..), у кого какие детеныши и т.д.

pic 7

pic 8

     «Волшебная линия»

   Цель: Развитие внимания, воображения, логического мышления. Составление сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.

     К схематическим картинкам нужно подобрать картинки с изображением животных. Аргументировать свой выбор.

pic 9

pic 10

     «Давайте посчитаем»

   Цель: Правильное согласование имен числительных с существительными разного рода.

pic 11

     «Разноцветные картинки»

   Цель: Правильное согласование имен существительных с прилагательными. Классификация предметов по цвету.

pic 12