Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

     Патриотические чувства, чувства гражданственности – доступны ли они детям дошкольного возраста?

     Чувства патриотизма и гражданственности многогранны по содержанию. Из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: малышам доступно чувство любви к родным местам, родной природе, к своей Родине. Начало патриотизма, рождённое в познании, формируется в процессе целенаправленного воспитания.

     Важнейшим периодом становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре является дошкольный возраст.

     Фундаментом для развития личности является то, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера.

     На каждой возрастной ступени, а это необходимо учитывать, ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. Целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям, развиваются только при правильном воспитании в дошкольном возрасте. Не сформированные надлежащим образом такого рода качества трудно будет восполнить позднее, а подчас и невозможно.

     Пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать с первых шагов у детей черты характера, благодаря которым он станет человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, посёлку; чувство гордости за достижения страны; любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни – задача педагогов и родителей.

Задачи патриотического воспитания:

1. Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку.

2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

3. Воспитание уважения к труду.

4. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

5. Формирование элементарных знаний о правах человека.

6. Расширение представлений о городах России.

7. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижение страны.

9. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам.

     Так как процесс нравственно – патриотического воспитания сложный и длительный, то решать данные задачи необходимо во всех группах, в разных видах детской деятельности и по разным направлениям: непосредственно образовательная деятельность, игры, труд, быт.

     Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения и привязанности к семье, к членам семьи – матери, отцу, бабушке и дедушке. Первостепенное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеют корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Воспитывая любовь к семье, мы думаем, что уже тем самым прививаем любовь к Родине. Это ошибочное предположение. Известны случаи, когда преданность своей семье, своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи: знают ли они, что бабушка и дедушка имеют награды, медали? Знаменитые предки – кто они?

     Для воспитания нравственно – патриотических качеств важно показывать через большое малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей. Только так организованная работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, воспитанию любви к своей стране.

     Знакомство с детским садом, своей улицей, посёлком, а затем и со страной, её столицей и символикой происходит постепенно. Получаемые ребёнком впечатления: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д., должны быть для него доступные, яркие, привлекать внимание и вызывать интерес.

     Педагог, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, обязан сам его хорошо знать, рассказы должны быть продуманы.

     Только в результате длительного, целенаправленного воздействия у ребёнка проявляются чувства восхищения своим городом, селом, своей страной.

     Формирование знаний о бережном отношении к природе и всему живому должно проходить с учётом возможности детей и особенностей природного окружения. Педагоги в разнообразных формах – непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, труд, наблюдения, игры, дают детям элементарные знания в соответствии с программой, в определённой последовательности, развивая при этом их познавательные интересы и способности.

     Рассказывая о профессиях, воспитатели объясняют детям, какую пользу приносит труд людям. В каждую вещь, будь то игрушка, книга, построенный дом или испечённый хлеб, много людей вкладывают свою любовь, старание, терпение. Повсюду совместно трудятся люди разных национальностей.

     Во время экскурсий на почту, в магазин, библиотеку дети получают представление о работе общественных учреждений, где труд объединяет людей, требует от них слаженности, знания своего дела.

     В детском саду дети трудятся на игровых и спортивных площадках – убирают камешки, веточки, оказывают посильную помощь взрослым в огороде при сборе урожая. Также принимают участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора вместе с родителями.

     Произведения устного творчества разных народов, передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, трудолюбие, дружбу и взаимопомощь и формируют любовь к традициям своего народа.

     Немаловажное значение в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Из них дети узнают о накопленных веками наблюдениях за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей её многообразии.

      При ознакомлении дошкольников с бытом, традициями, отдельными историческими моментами необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т. д., но и нужно показывать национальные костюмы, старинную посуду и мебель, орудия труда и т. д.

     Знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства, является продолжением работы в их нравственно - патриотическом воспитании.

     Рассказывая детям о других городах, необходимо подвести к пониманию того, что каждый город - частица нашей Родины, повсюду трудятся люди, везде соблюдаются традиции, повсюду живут люди разных национальностей, люди берегут и охраняют природу, есть общие профессиональные и общественные праздники.

     Огромное значение в нравственно – патриотическом воспитании имеет пример взрослых, в особенности близких людей. Рассказывая о фактах из жизни дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, необходимо прививать такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Дети должны понять, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их именами названы города, улицы, площади, в их честь воздвигнуты памятники.

     Если есть исторические места или достопримечательности, памятники, организуются экскурсии к ним. Дети узнают, как чтят память погибших воинов. С дошкольниками можно совершить увлекательное путешествие по глобусу, карте или фотографиям.

К концу дошкольного периода дети должны знать:

- нашу страну населяют люди разных национальностей;

- у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и культура;

- каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

     Учитывая возрастные особенности детей, педагоги применяют игровые приёмы, которые важны как для повышения познавательной активности дошкольников, так и для создания эмоциональной атмосферы во время занятий, игры.

     Обязательное условие воспитания начал патриотизма - забота воспитателей о том, чтобы непосредственно – образовательная деятельность должна быть связана с детской деятельностью и практическими делами. Результат своей работы педагоги увидят тогда, когда дети превратятся из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных участников.

     Успех патриотического воспитания зависит не только от той атмосферы,

которая царит в детском саду, но и от родителей и семьи.

     Узнавая историю своей семьи, дети начинают сопереживать, внимательнее относятся к своим историческим корням.

     Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

     Для эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников воспитатели детского сада устанавливают доверительные деловые контакты с членами семьи воспитанников; обучают способам общения с детьми; обеспечивают регулярное взаимодействие дети – воспитатели – родители; вовлекают членов семьи в педагогический процесс и создание предметно – развивающей среды.

     Обобщая сказанное, можно заключить, что воспитание нравственно – патриотических качеств у дошкольников возможно только при планомерной, систематической и разнообразной работе; при усилиях детского сада и семьи и ответственности взрослых за свои слова и поступки.