Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Согласно ФГОС ДО, реализуя образовательную программу ДОО, воспитатели должны создавать условия для позитивной социализации дошкольников. Перед педагогическим коллективом ДОО, где ребёнок проводит большую часть своего времени, стоит задача создать условия для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития. При этом должны быть организованы соответствующие дошкольному возрасту виды детской деятельности и сотрудничество ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Воздействуя с каждым ребёнком, воспитатель должен учитывать его индивидуальные и образовательные особенности. Нужно помогать ребёнку взаимодействовать с другими участниками образовательных отношений, поддерживать его инициативу, формировать познавательные интересы и познавательные действия в различных видах деятельности. Таким образом, можно выделить основные критерии для оценки ОД:

- всестороннее развитие ребёнка;

- поддержка позитивной социализации;

- индивидуализация ОД.

Зная критерии оценки и содержания ОД с детьми, педагоги смогут постепенно привести её в соответствие требованиям ФГОС ДО. Знание этих критериев также поможет сделать самоанализ своей деятельности.

Критерии для оценки деятельности воспитателя:

«Реализация требований ФГОС ДО к образовательной деятельности»

  1. Педагог создаёт условия для организации специфических форм детской активности с учётом возрастных особенностей воспитанников группы: игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие
  2. В ходе общения с детьми педагог инициирует интересные темы с целью формирования у них общей эрудиции и морально-нравственной компетентности.
  3. В ходе образовательной деятельности педагог приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  4. В ходе образовательной деятельности педагог учитывает этнокультурную ситуацию развития детей.
  5. Образовательная деятельность организуется с учётом индивидуальных потребностей детей группы, связанных с состоянием их здоровья, а также особых образовательных и индивидуальных потребностей детей с ОВЗ.
  6. В ходе образовательной деятельности педагог осуществляет развитие индивидуальных способностей детей и необходимую коррекцию их нарушений.
  7. Для осуществления образовательной деятельности с детьми с ОВЗ используются специальные методические пособия и дидактические материалы.
  8. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками позволяет обеспечить эмоциональное благополучие детей, охрану их физического и психического здоровья.
  9. Педагог объединяет процесс обучения и воспитания детей в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.
  10. В ходе образовательной деятельности педагог создаёт условия для развития у детей качеств, необходимых для формирования предпосылок учебной деятельности: инициативность, самостоятельность и ответственность.
  11. Содержание образовательных областей реализуется в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности-как сквозных механизмах развития ребёнка.
  12. Педагог владеет методами организации разных видов образовательной деятельности и культурных практик (художественной, игровой, образовательной, коммуникативной, исследовательской)
  13. С помощью культурных практик педагог создаёт социальные ситуации развития детей.
  14. Педагог подбирает оптимальное содержание для ситуаций развития, способствующих позитивной социализации детей.
  15. Педагог умело применяет различные способы развития и поддержки детской инициативы, создаёт условия для развития у детей самостоятельности, творческих способностей.
  16. В ходе образовательной деятельности используются современные образовательные технологии, в т. ч. ИКТ, с учётом их актуальности при изучении конкретной темы.
  17. В течение дня организуются разные виды образовательной деятельности художественно-эстетической направленности (самостоятельная художественная деятельность: коллективная изобразительная, театрально-речевая, музыкально-ритмическая, индивидуальное рисование, лепка, аппликация; совместно с педагогом: детский дизайн, подготовка выставок детских работ, изготовление поделок в подарок родителям, оформление декораций к играм-драматизациям и др.)
  18. В ходе образовательной деятельности реализуется дифференцированный подход к работе с детьми с учётом их гендерных особенностей
  19. Педагог использует разные методы и приёмы для индивидуализации образовательной деятельности.
  20. Образовательная деятельность с детьми с ОВЗ реализуется с учётом индивидуальной траектории развития ребёнка по индивидуальному образовательному маршруту (на основе результатов педагогической и психологической диагностики)
  21. С детьми с ОВЗ организуются групповые и индивидуальные коррекционные занятия (по заданию педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов)
  22. Педагог регулярно организует специфические виды деятельности с детьми с ОВЗ с учётом их индивидуальных особенностей
  23. Педагог оказывает поддержку родителям в осуществлении ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ
  24. Педагог взаимодействует с родителями воспитанников с целью психолого-педагогической поддержки, повышения их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей на основе индивидуальных потребностей каждой семьи
  25. В ходе образовательной деятельности педагог использует авторские методы и приёмы образовательного взаимодействия с детьми
  26. Активно используются словесные методы и приёмы, формирующие положительную самооценку у детей.
  27. В течение дня педагог организует коммуникативную деятельность с детьми, умело подбирая темы для общения с каждым ребёнком
  28. С целью формирования у детей социокультурных норм и правил поведения, их позитивной социализации в группе реализуются нормотворческие образовательные проекты.
  29. В ходе образовательной деятельности прослеживается система приоритетного направления работы данного воспитателя, учитывающая потребности и интересы детей данной группы.
  30. В ходе образовательной деятельности наблюдаются как давно сложившиеся, так и новые традиции группы, которые формируют и закрепляют социокультурные нормы поведения детей.
  31. В осуществляемой педагогом образовательной деятельности прослеживается единство развивающих, воспитательных и образовательных задач.

Критерии для оценки деятельности воспитателя:

«Реализация требований ФГОС ДО: создание условий для поддержки позитивной социализации и индивидуализации дошкольников»

  1. Содержание образовательной деятельности, стиль взаимодействия с детьми и используемые методы имеют личностно-развивающий характер и способствует поддержке их позитивной социализации.
  2. С детьми данной возрастной группы организуются все виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская, конструирование из разного материала (конструкторы, модули, бумага, природный и иной материал), изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), двигательная форма активности детей (овладение основными движениями)
  3. Формы и методы работы с детьми соответствуют их возрастным и индивидуальным особенностям.
  4. Методы и приёмы поддержки инициативы детей используются часто и в различных видах деятельности.
  5. Используемые методы направлены на индивидуализацию образования: поддержку ребёнка, построения его образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития.
  6. Осуществляется оптимизация работы с группой детей.
  7. Для формирования у детей навыков самообслуживания подобрано соответствующее содержание и используются разнообразные методы и приёмы.
  8. Методы и приёмы, направленные на развитие у детей коммуникативных способностей, формирование позитивных и доброжелательных отношений в группе, используются системно.
  9. Для восприятия детьми художественной литературы и фольклора используются культурные практики.
  10. Методика организации образовательной деятельности по восприятию детьми художественной литературы и фольклора применяется правильно.
  11. Для формирование познавательных интересов и познавательных действий детей используются разнообразные методы и приёмы организации образовательной деятельности.
  12. Темы для детского экспериментирования разнообразны и системны.
  13. Познавательные интересы и познавательные действия детей формируются в различных видах деятельности.
  14. В ходе образовательной деятельности педагог проявляет уважение к детям, способствует формированию у них положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностей.
  15. Для осуществления образовательной деятельности с отдельной категорией детей, в т.ч. ОВЗ, используются формы и методы с учётом их особых образовательных потребностей.
  16. Педагог использует разные методы и приёмы. Которые способствуют индивидуализации образовательной деятельности6

- учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка;

- побуждает детей к проявлению интереса к отдельным видам деятельности и активности в выборе её содержания;

- создаёт условия для взаимодействия детей друг с другом, небольших подгрупп воспитанников, детей и взрослых;

- выстраивает образовательную деятельность на основе взаимодействия с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка;

- осуществляет поддержку доброжелательного отношения детей друг к другу и их взаимодействия в разных видах деятельности.

- обеспечивает эмоциональное благополучие посредством общения с каждым ребёнком, проявления уважительного отношения к нему, его чувствам и потребностям;

- осуществляет поддержку индивидуальности и инициативы детей: создаёт условия для свободного выбора детьми вида деятельности и партнёров; самостоятельного принятия решений. Выражения чувств и мыслей.

  1. Педагог использует разные методы поддержки позитивной социализации воспитанников:

- оказывает недирективную помощь: поддерживает инициативу и самостоятельность детей в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

- создаёт условия для формирования доброжелательных отношений между детьми, развития коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, и умения работать в группе сверстников;

- демонстрирует владение приёмами построения вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, который проявляется у ребёнка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализируется в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития); посредством:

- создания условий для овладения детьми культурными средствами деятельности;

- организации видов деятельности, которые способствуют развитию мышления. Речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержки спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценки индивидуального развития детей;

- правильно выстраивает взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, вовлекает их в образовательную деятельность, в т.ч. посредством реализации образовательных проектов на основе выявленных потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

19. В ходе режимных моментов активно используются разные формы художественного слова (потешки, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и др.).

20. В ходе режимных моментов решаются воспитательные, развивающие и образовательные задачи развития детей, которые комплексно охватывают все образовательные области.

21. Педагог создаёт условия для всестороннего развития личности воспитанников в основных видах деятельности: игровой, познавательной, исследовательской и экспериментальной.

22. В ходе ОД педагог решает задачи формирования общей культуры личности каждого ребёнка, в т.ч. ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

23. Используются эффективные методы формирования у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

24. Педагог использует в работе методы организации и практико-ориентированного взаимодействия с детьми, методы организации общения детей со сверстниками.

25. Педагог правильно осуществляет руководство всеми видами игровой деятельности детей, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и др.

26. Педагог владеет технологиями организации различных форм двигательной активности детей: утренней гимнастики, физминуток, гимнастики пробуждения и т.д. на прогулке.

27. Педагог умело использует методы формирования у детей навыков самообслуживания и элементарного бытового труда.

28. Используются эффективные методы обучения и руководства конструктивными видами деятельности. Предлагаемые детям темы для конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, педагогически целесообразны.

29. Используются методы и приёмы для развития изобразительных и творческих способностей детей в ходе художественно-изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

30. Педагог владеет методиками организации культурных практик (художественной, игровой, организационной, образовательной, коммуникативной, исследовательской), которые создают социальную ситуацию развития детей.

31. В ходе образовательной деятельности используется комплекс методов для решения коррекционно- развивающих. Образовательных и воспитательных задач.

32. Образовательная деятельность организуется с учётом «зоны актуального и ближайшего развития» детей.

33. Для позитивной социализации детей используются различные виды общения и ситуации развития с опорой на их содержательный аспект.

34. С целью приобщения детей к традициям семьи и общества педагог организует различные виды деятельности и культурных практик с учётом специфики этнокультурных условий.

35. Педагог разрабатывает и реализует с детьми разные виды образовательных проектов:

- исследовательский;

- творческий;

- практико-ориентрованный;

- информационно-ориентированный.

(Из статьи «Реализация требований ФГОС ДО к образовательной деятельности», «Старший воспитатель», №10-2016г).