Авторы многочисленных исследований подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.
Детям, имеющим отклонения речевого развития, необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально- приятным, неутомительным, динамичным.
Одним из средств развития мелкой моторики, и, следовательно, развития речи у детей является пальчиковый театр.
Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир. С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится и с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого. Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы. Пальчиковые куклы сделаны с душой и несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.
При правильно построенном процессе обучения у детей развивается мышление, речь, эмоциональное восприятие, фантазия. Дети становятся более общительными и раскрепощенными. Использование пальчикового театра позволяет решить проблему мотивации - развить у детей тонкие движения пальцев рук в атмосфере непринужденной, таинственной игры, в которой дети играют роли сказочных персонажей. Сказки являются благодатным материалом и для развития грамматически правильной речи. По словам В.А.Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она выражена в ярких образах. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Пальчиковые персонажи используются в работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения на этапе автоматизации изолированных звуков, в предложениях, стихотворных текстах.
Для достижения наибольшего эффекта в упражнениях по развитию мелкой моторики пальцев рук должны сочетаться движения сжатия, растяжения, расслабления кисти, использоваться изолированные движения каждого из пяти пальцев, а не только «социальная зона руки».
Основа занятий тоже очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, сюжетные и дидактические игры, артикуляционные и пальчиковые игротренинги, сопряженная гимнастика рук и языка. Предложенная тематика и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Для театральных постановок мы отбираем доступные по содержанию, небольшие по объёму пьесы. Длительность «театрального действа» составляет в наших пьесах 5-7 минут. В качестве текстов для пьес мы используем адаптированные нами народные сказки, сюжеты для кукольных театров, стихи отечественных и зарубежных поэтов. Лучше, если пьеса имеют стихотворную форму как наиболее благоприятную для автоматизации поставленных звуков, развития памяти, темпо – ритмической организации высказывания, языкового чувства. Педагог, распределяя роли, учитывает речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Поскольку очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.
Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Пальчиковый театр позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность, поможет детям с общим недоразвитием речи в развитии мелкой моторики, в преодолении трудностей развития речи, будет способствовать развитию диалогической речи, интонационной выразительности и в комплексе с другими приемами педагогического воздействия приведет к качественным изменениям, т.е. развитию ребенка. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.