Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Овладение грамматическим строем речи даёт детям возможность свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Поэтому задача взрослого – создать все необходимые условия для формирования у ребенка грамматически правильной речи.
Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики, в ходе обучения. В формировании грамматического строя речи детей – дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые можно использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни.
Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм можно включать в любые другие занятия, использовать их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а так же необходимо рекомендовать родителям использовать такие игры дома.
Дидактические игры на формирование грамматического строя речи
"Овощи - фрукты"
Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному изменению существительных по падежам, образованию относительных прилагательных.
Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» из овощей суп (салат), а из фруктов (ягод) – компот (варенье). Ребенок подбирает нужные картинки, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить). Называет то, что у него получилось: компот из груши – грушевый, суп из картофеля – картофельный и т.п.
«Домики для слов»
Цель: закрепление категории рода и числа имен существительных.
В домиках «он», «она», «оно», «они» живут слова мужского, женского, среднего рода и множественного числа.
Задача: «расселить» слова по домикам, т.е. интуитивно определить род и число имен существительных (не называя терминов)
«Цветные человечки»
Цель: совершенствовать знания детей о цветах спектра и их оттенках; упражнять в подборе картинок, близких по колориту, согласовании прилагательных и существительных в роде, числе и падеже, употреблении сравнительной степени прилагательных.
В Цветном замке живут цветные человечки. У каждого из них есть своя башня.
Задача: собрать человечков, которые живут в каждой башне, найти предметы, которые у них могут быть. Объяснить свой выбор.
«Зоопарк»
Цель: активизация словаря по теме, развитие связной речи, правильное употребление падежных форм существительных.
Картинки с изображениями животных раскладываются на столе. Дети «отправляются» в зоопарк. По дороге они рассказывают, кого увидели в зоопарке (зебру, тигра, медведя и т.д.), кто чем питается (тигр – мясом, а зебра – травой..), кто где находится (тигр в клетке, а зебра за забором..), у кого какие детеныши и т.д.
«Волшебная линия»
Цель: Развитие внимания, воображения, логического мышления. Составление сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.
К схематическим картинкам нужно подобрать картинки с изображением животных. Аргументировать свой выбор.
«Давайте посчитаем»
Цель: Правильное согласование имен числительных с существительными разного рода.
«Разноцветные картинки»
Цель: Правильное согласование имен существительных с прилагательными. Классификация предметов по цвету.