Звук [Р] — один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы отточенные движения речевого аппарата, достаточная вибрация и амплитуда языка и другие физиологические «достижения». Неудивительно, что большинство детей испытывают определенные трудности в формировании правильного произношения звука [Р].
Считается, что большинство звуков ребенок должен правильно выговаривать к 4-4,5 годам. И только для звуков [Р] и [Л] сделано послабление — их ребенок в норме должен произносить к 5-6 годам. Однако для упражнений на постановку звука Р логопеды строгих возрастных привязок не устанавливают — речевая гимнастика (как, например, и физическая зарядка) в любом случае одинаково полезна ребенку, который не выговаривает некоторые звуки, и в 3, и в 4, и в 6 лет.
Отсутствие в речи звуков [Р], [Р'] не заметить трудно. И поэтому родителей больше всего волнует отсутствие в речи ребёнка именно этого звука . Они просят: «Научите моего ребёнка ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Р!». Хочу напомнить, что мы учим детей ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКи ( мы их слышим и произносим), а буквы мы пишем. Иногда помимо трудного звука [Р] у ребёнка отсутствуют и другие звуки. Но это родителей уже не так волнует. Поэтому мы поговорим сегодня о ротацизме.
Что такое «ротацизм» и «параротацизм»?
Часто эти нарушения проходят сами собой, с возрастом, но иногда нужно чуть-чуть помочь этим детям.
Как им помочь? Мы с вами знаем, что хорошая вещь – профилактика, особенно своевременная. Чтобы [Р] у ребенка зазвучал правильно, надо подготовить для его появления основательную базу.
Если у ребенка в речи звук «р» отсутствует, то без подготовки просить его произносить этот звук не только преждевременно, но и опасно. Вместо звонкого и чистого звука [Р] может получиться глухой и рокочущий (велярный), или увулярный вибрант. Одним словом, далеко не то, что ожидалось. Это происходит потому, что не была подготовлена почва для постановки звука (не были в полном объёме освоены базовые артикуляционные упражнения для этого звука). Язык, его мышцы, не смогли справиться с нагрузкой, кончик языка не научился подниматься вверх, его форма оказалась далёкой от идеала: корень в гипертонусе и высоко приподнят. Соприкосновение корня языка с мягким нёбом спровоцировало вибрацию последнего. Вот вам и горловое [Р]!
Логопед при таком положении дел сначала, с помощью упражнений и массажа, снял бы тонус в корне языка. Затем, - активизировал кончик языка, заставил его подниматься вверх, придал языку нужную форму, и лишь затем приступил к постановке звука. Любой логопед скажет: легче браться за постановку [Р] при его полном отсутствии, чем переделывать горловой или боковой звук. Подчас от этого «брака» просто невозможно избавиться.
Вот базисные артикуляционные упражнения для успешной постановки звука [Р] (Не забудьте только о зеркале!):
«Почистим зубы»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна.
«Качели»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не прикусывают язык.
«Грибок»
Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.
«Гармошка»
Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу, открывать — закрывать рот. Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.
«Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.
«Автомат»
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка. Рот открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не подворачивался.
«Барабанщик»
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх. Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Выполняя эти упражнения, ребёнок научится управлять своими артикуляционными органами, основательно подготовит мышцы языка к произнесению звуков [Р], [Р']. Для этих звуков очень важна подвижность артикуляционного аппарата.