Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.
Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).
Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.
Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения [в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).
Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.
Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.
Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.
К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь с маленькими детьми, допускают излишнюю строгость, требовательность, не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят на долго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают затем негативное отношение к музыке.
Педагог должен суметь убедить родителе и, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.
Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.
Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.
Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного учреждения необходимо рассказывать об опыте музыкального воспитания, накопленном ребенком в детском саду, чтобы они могли использовать его дома.