Знакомство с родным посёлком – важный компонент нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Об этом говорит и академик Д.С. Лихачёв: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Поэтому большую работу по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Необходимым условием формирования нравственно-патриотических чувств детей является ознакомление дошкольников с родным посёлком, которое должно «входить» в целостный образовательный процесс. Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного посёлка, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству села, охране природы и т.д.). Привлечение детей к участию в сельских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (масленица, пасха, день посёлка, день шахтёра и др.), познакомиться с тружениками угольного разреза, посёлка. Одним из основополагающих факторов интеграции социальных и педагогических условий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников рассматривается региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, детскому саду, природе, культуре малой Родины. Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, социальная обстановка.
Для создания оптимальных условий развития нравственно-патриотических чувств у дошкольников необходимо использовать следующие средства: — создание комплексно — тематического плана работы с перспективой на несколько лет по нравственно-патриотическому воспитанию детей;
— развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение, экскурсии, праздники и др.);
— внедрение новых технологий (метод проектов); — предметно — развивающая среда; — организация работы с родителями.
Нравственно —патриотическое воспитание дошкольников предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Представления о родном посёлке, природе родного края, тружениках успешно интегрируются:
— в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую познавательную и двигательную активность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников);
— в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий);
— в процесс взаимодействия с семьями (участие в конкурсах, проектах, экскурсиях, соревнованиях и др.)
Чтобы систематизировать работу в данном направлении, в детском саду составлен комплексно-тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию детей, в который вошли следующие блоки:
Организация работы строится с учётом интеграции в различные виды деятельности. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек. Основным источником впечатлений дошкольников является ближайшее окружение (природное и социальное), та общественная среда, в которой они живут. Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. На фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, родном крае, профессиях.
Народные праздники — неиссякаемый источник не только знакомства с традициями и обрядами, но и жизненного оптимизма. Пример тому — фольклорные праздники: «Масленица», «Рождество», «Пасха», которые включают в себя народные песни, танцы, детский игровой фольклор. Эти праздники все ждут с нетерпением. Детей радуют красивые русские костюмы, самовар, пироги, блины с маслом, чучело Масленицы, которое жжётся на костре.
Создание мини-музея «Русская изба», «Уголок бурятской культуры» комната природы родного края, оформление информационных стендов, уголков в группах, фотовыставок, макетов, дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта, природе родного края.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет.
Очень приятно, что нашими единомышленниками стали родители наших воспитанников, которые готовы продолжать работу детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию. Родители обеспечивают практическое применение полученных знаний: сбор материала для фотоальбомов из истории поселка, семьи. Совместные проекты и акции, выставки работ родителей и детей: «Моя родословная», «Пасхальная палитра», «Самый лучший папа», «Мой посёлок – Саган-Нур» и др.
"Экскурсия в музей ОАО "Разрез Тугнуйский".
"Выставка детских работ Мой поселок".
Таким образом, предлагаемая система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным посёлком способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формированию нравственно-патриотических чувств.