Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи, в соответствующем, конечно отборе, всегда производят впечатление на детей.
Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирующий его собственную речь.
При заучивании стихотворных текстов, можно применять разные методы и приемы, разнообразные «подсказки», например:
Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Чтение стихов, в частности потешек, с их четким ритмом помогает улучшить у ребенка координацию движений. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы.
Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения.
Малыш включается в игру, а игра – очень важный для него вид деятельности. Движения позволяют ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение.
Суть этого метода в том, что к слову или строке подбираются движения, которые воспитатель, а затем и дети самостоятельно выполняют по ходу чтения текста. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
Мой мишка
Я рубашку сшила мишке. | (Показывает мишку и гладит его.) |
Я сошью ему штанишки. | (Показывает штанишки.) |
Надо к ним карман пришить | (Показывает карман.) |
И платочек положить. | (Вкладывает в карман платочек.) |
На плите сварилась каша. | (Берет кастрюлю с плиты.) |
– Где большая ложка наша? | (Ищет ложку.) |
Я тебе перед едой Руки вымою водой, |
(«Моет» мишке лапки, вытирает и усаживает его за стол.) |
Повяжу тебе салфетку, | (Завязывает салфетку.) |
Ешь котлетку, ешь конфетку, | (Дает на тарелочке конфету.) |
Молоко свое допей | («Поит» молоком.) |
И гулять пойдем скорей! | (Берет мишку за лапку и идет гулять.) |
З. Александрова
Вкусный арбуз
Мы большой арбуз купили
И домой скорей пошли.
Там его мы долго мыли,
Обтирали, как могли,
Разрезали вдоль полосок,
А потом и поперек.
По рукам и подбородку
Сладкий сок арбузный тек.
Для малышей на первом месте стоит материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.
А требования эти таковы:
1) простота и четкость ритма,
2) краткость самого стишка и отдельных строк,
3) простота и ясность знакомых детям образов,
Память на ритмическую, рифмованную речь у детей прекрасная, и они запоминают стихотворение быстро и легко.