Программное содержание:
1. Образовательные:
- уточнить и расширять знания детей о зиме, о снеге;
- учить детей запоминать и называть предметы зимней одежды.
2. Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений, речевое общение со взрослыми и друг с другом;
- расширять активный словарный запас детей, совершенствовать грамматическую структуру их речи.
3. Воспитывающие:
- воспитывать эстетическое наслаждение от красоты зимних явлений (снег укрыл белым одеялом деревья, кусты, траву; снежинки падают красиво).
- воспитывать положительное отношение к подвижным играм и физическим упражнениям.
Предварительная работа:
Наблюдение за снегом (белый, мягкий, рыхлый, холодный). Рассматривание с детьми картин о зиме. С малоподвижными детьми провела работу на развитие координации движений, чувство ритма, мелкой моторики рук. С детьми была проведена работа по ориентированию в пространстве, выполнение движений соответствующие тексту (собираться в кружок, кружиться).
Дидактическое обеспечение: оборудование (мольберт, фланелеграф), демонстрационный материал (картины с изображением зимнего леса, альбом из серии «Одежда», альбом «Времена года»).
Организация детей:
- водная часть занятия – свободно около воспитателя
- основная часть занятия – свободно передвигаются по группе
Структура ОД:
- вступительная беседа с опорой на картинки с изображением зимы
- беседа, вопросы –
- упражнение «Снежок»
- вопросы
- пальчиковая гимнастика «Снежок»
- дыхательное упражнение «Заморозим ладошку»
- чтение стихотворения с выполнением движений в соответствии с текстом
- рассматривание и беседа с опорой на картину с изображением играющих детей, вопросы
- беседа по картине
- чтение отрывка из стихотворения И.Сурикова «Зима» с выполнением движений
- беседа о зайчике, вопросы
- игра «Зайка беленький сидит» (выполнение движений в соответствии с текстом)
- итог ОД
Вступительная беседа (дети стоят вокруг воспитателя). Рассматривание картин с изображением зимы. Вначале воспитатель рассказывает о том, что изображено на картинах.
- Наступила зима и на улице стало холодно. Выпал белый, пушистый снег. Посмотрите на деревья, они стоят без листьев. Зимой дети играют в снежки, лепят из снега снеговиков, катаются на санках.
Основная часть ОД:
Обращается внимание детей на иллюстрации с изображением деревьев. Для активизации речи детей педагог задает наводящие вопросы.
- Ребята, а что на деревьях?
- Снег.
- Правильно, зимой деревья покрыты снегом. Я вам расскажу стишок, а вы повторяйте за мной движения.
Дует, дует ветерок - Поднимают руки вверх и махают
И летит, летит снежок - Делают движения руками
Закружился, заблестел - Кружатся
Над полянкой полетел
А снежок на землю пал - Опускают руки вниз
Дует, дует ветерок - Поднимают руки вверх и махают
И опять летит снежок - Делают движения руками
- А кто знает, какой снег зимой? (индивидуальная и хоровая работа в проговаривании свойств снега).
- Белый
- Пушистый
- Холодный
- Давайте, поиграем с пальчиками. Повторяйте за мной.
Раз, два, три, четыре, пять - Загибают пальчики
Мы с тобой снежок лепили - «Лепят снежок»
Круглый, крепкий, очень гладкий - Показывают пальчиками круг, замок, гладят одной ладонью другу
И совсем-совсем не сладкий - Грозят пальчиками
Раз – подбросим - «Подбрасывают»
Два – поймаем - «Ловят»
Три – уроним - «Роняют»
И сломаем - Топают
- Молодцы! Ребята, покажите, а как дует ветерок? (дети дуют в ладошки). А теперь давайте погреем ладошки.
Поиграем-ка немножко - дети хлопают в ладоши
Да похлопаем в ладошки
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем, разжимаем - Сжимают пальцы в кулак и разжимают
- Ребята, посмотрите внимательно на картинку (обращается внимание детей на картину с изображением играющих детей), что делают дети?
- Катаются с горки
- Лепят снеговика
В случае затруднений задать наводящие вопросы.
- Ребята, а во что одеты дети? (обращается внимание детей на картину с изображением играющих детей). Задаются наводящие вопросы (что надето на голове, на теле, на руках, на ногах) с использованием картинок из серии «Одежда».
- Индивидуальные и хоровые ответы детей.
- А сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы повторяйте за мной движения (детям читается отрывок из стихотворения И.Сурикова «Зима»).
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
- Ребята, посмотрите на картинку, кто это сидит под ёлочкой?
- Зайчик.
- Правильно это зайчик. Он пушистый, маленький, белый, как снежок. Уши у зайца длинные, он очень хорошо слышит. Давайте покажем, какие у зайчика ушки (детям выполняют движения пальчиками, в случае затруднений оказывается индивидуальная помощь).
Зайка беленький сидит и ушами шевелит,
Раз-два, раз-два и ушами шевелит!
- А теперь давайте поиграем. Я буду показывать вам движения, а вы повторяйте за мной. Слушайте внимательно.
Зайка беленький сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так он ушами шевелит (садятся на корточки, прикладывают кисти рук к голове, сгибают и разгибают ладони).
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть (встают, ритмично хлопают в ладоши).
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Прыг-скок, прыг-скок, надо зайке поскакать (прыгают на месте).
Кто-то зайку напугал
Зайка прыг и убежал (топают ногами).
Заключительная часть ОД:
- Ребята на картинках, какое время года?
- Зима.
- Правильно. А зимой, как нужно одеваться?
-Тепло.
- Правильно. А что нужно одеть, чтобы не замерзнуть?
- Индивидуальные и хоровые ответы детей.